Проповедь в день Торжества Православия
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня после окончания Божественной Литургии мы будем совершать моление в честь Торжества Православия. Это не только победа над иконоборчеством в 787 г., но и победа над всяческими ересями – кривыми учениями, с которыми столкнулась в своей истории Святая Церковь. Православие – это учение Духа Святаго, Который является залогом нашей вечной жизни. Нам далеко не безразлична наша участь в вечности. Дух Святой – наше Блаженство, а правая вера – залог общение с Духом Святым.
По слову святителя Игнатия (Брянчанинова), ереси – это учения тех людей, кто отлучил себя от общения с Духом Святым. Сатана – первый Богохульник, первый клеветник, и все ересиархи уподобляются ему. Все ересиархи через свою гордыню, которая является корнем всякого кривого учения, отверглись смирения перед Господом и лишили себя Богообщения.
Если посмотришь на ересиархов, это люди падшие. Извращение правой веры привело к тому, что каждый из них был заражен каким-нибудь тяжким грехом. Арий – самый известный ересиарх – настолько был заражен плотскими страстями, что когда он говорил на Никейском Соборе, то присутствующие святые отцы затыкали уши. Аполлинарий тоже предавался страшному разврату. Евсихий был сребролюбцем, кто-то был заражен пьянством и др. позорными грехами.
Арианство, несторианство, монофелитство, монофизитство и др. лжеучения сходны в одном. Они искажали, извращали учение о Боговоплощении. Если когда-то Христос называл людей братьями и давал им мир и благодать, то теперь ересиархи вносили нестроения в умы и сердца людей и разделяли их. Арий чисто рассудочно истолковал догмат о воплощении, опираясь на понятие о Едином Боге, и стал ложно учить о неравенстве Сына Божия с Отцом и о тварной природе Сына. Он заявил: не был Христос Богом, Он просто Совершенный Человек. Аполлинарий Младший учил, что Богочеловечество Христа имело в себе неполную человеческую природу, он утверждал, что во Христе только тело и душа человеческая, но Ум – Божественный. Евтихий и монофизиты умаляли Божественную природу Спасителя. Монофелиты учили, что во Христе одна воля – воля Божественная.
Все ересиархи отнимали у нас Бога. По их учению, Господь далеко от нас, и у нас нет с ним родства. Отсюда следовал страшный вывод: зачем нас стараться жить по-христиански? – если Бог ни имеет с нами ничего общего. Наша же православная вера утверждает родство с Богом, мы родные Ему. Это знание давало святым отцам, подвижникам мужество, чтобы до смерти сражаться с духами злобы поднебесной. Все наши святые стремились к этому родству с Богом.
Господь попускал существовать ересям, чтобы мы знали «плотское мудрование» и могли его различать. Мы живем в то время, когда под др. личинами приходят старые ереси, те же учения, что сокрушали нашу Церковь в первые века христианства, и мы все повторяемся, принимая их за Истину. Например, многие знают об отроке Вячеславе, многие читали книжки о нем и полностью верили им. Человеку неискушенному, не знающего учения Церкви, невозможно понять, что в этих брошюрках не так. Люди с образованием или просто рассудительные говорят: это было осуждено на Вселенских соборах. И хотя мальчик этот жил явно благочестивой жизнью, книги о нем возрождают давно забытое древнее, а кто-то просто зарабатывает на огромных тиражах.
Святая Церковь сохранила для нас правильное верование, догматы, установления святых отцов, чтобы мы не претыкались. Где Святой Дух дышит, там правое учение. Были времена, когда несколько человек сохраняли учение на огромной территории, а приближенность еретиков к светской власти в первые века христианства позволяла производить ужасные гонения на православных. Еретики боролись со своими собратьями-христианами.
На последнем Вселенском соборе было осуждено иконоборчество. Сам император колеблется между правым учением и ересью. И только тяжкая болезнь вразумила его: лицо государя воспалилось так, что он не мог говорить. Лишь приложившись к образу, он получил исцеление. Таким видимым образом была поражена ересь, после чего была произнесена анафема не только иконоборчеству, но и др. ересям, отвергнутым на первых шести Вселенских соборах. Это проклятие не столько конкретным людям, сколько кривым мыслям и идеям.
Какие бы дела ни совершал человек, живущий вне ограды Православной Церкви, вне догматики, он вне спасения. Блажен тот, кто через правое учение приобретает здравое, верное знание о Боге. Пусть не смущает нас, что Православие не самое распространенное в мире религиозное учение, если говорить языком светским. Не в количестве приверженцев веры дело. Один человек оставался в правой вере, но, укрепляемый Святым Духом, приводил к ней многих. Следование святоотеческой догматике, которую мы должны тщательно изучать, позволяет нам устоять в учении. Когда-то на Первом Вселенском Соборе в 325 г. защитники правой веры Святители Николай Чудотворец и Спиридон Тримифунтский творили Именем Божиим чудеса и поразили ересиарха Ария. Это событие может произойти и в нашей жизни, если мы будем иметь здравое понимание нашей веры.
Совершенно не случайно в первую неделю Великого поста празднуется Торжество Православия. Как знание своей веры помогает нам совершать подвиг поста, так и пост помогает укрепляться в вере. Аминь.
О. Алексий Исмагилов. 25 февраля 2018 г.
(67)