С 1914 года в Скорбященском женском монастыре служил иерей Леонид Черепанов.
7 мая 1904 года Священный Синод учредил при Скорбященской женской общине вакансию священника, которую в 1914 году занял отец Леонид, сын протоиерея Всеволода Черепанова. До этого периода сестер общины, а потом монастыря окормляли священники Введенского храма, к которому была приписана Скорбященская церковь.
Леонид Всеволодович Черепанов родился в 1888 году в Полевском заводе Екатеринбургской губернии. Он окончил Пермскую духовную семинарию, после женитьбы на Александре Ивановне Кичигиной был рукоположен в сан священника и стал пастырем сначала в Оханске и Перми, а затем приехал в Нижний Тагил.
Отец Леонид являлся духовником Нижнетагильского женского монастыря вплоть до февраля 1917 года. С этого времени он совмещал служение в качестве священника обители с должностью благочинного Тагильского округа.
После закрытия монастыря, когда на его территории расположился концентрационный лагерь, с 1920 года окормлял приход бывших монастырских храмов: Скорбященского и Вознесенского. Но в 1923 году приход был закрыт властями, а храмы были переданы в распоряжение уездного отдела народного образования под нужды детского городка.
В 1918 году отец Леонид овдовел, а монашеский постриг принял 8 февраля 1923 года. На трех фотографиях 1920-х годов он изображен с епископской панагией: с архимандритом и игуменом Свято-Николаевского Верхотурского монастыря Ксенофонтом, со священнослужителями и прихожанами нижнетагильских храмов (фото датировано 1923 годом) и среди казахстанских священников и мирян, в том числе и детей. Его рукоположению в архиерейский сан предшествовали следующие события.
![Архимандрит и игумен Свято-Николаевского Верхотурского монастыря Ксенофонт (Медведев) и епископ Нижнетагильский Лев (Черепанов)](http://ntobitel.cerkov.ru/files/2014/10/zhizn_vo_hriste_1-220x300.jpg)
Архимандрит и игумен Свято-Николаевского Верхотурского монастыря Ксенофонт (Медведев) и епископ Нижнетагильский Лев (Черепанов)
6 (19) декабря 1922 года во Введенской церкви Нижнего Тагила, которая располагалась на перекрестке улицы Шамина и Введенского переулка (сегодня это территория напротив Уральского училища искусств), происходил благочинный съезд священнослужителей при участии мирян. Всего на нем присутствовали 43 человека. Обсуждался вопрос об учреждении в городе епископской кафедры и избрании архипастыря, поскольку «тихоновское» течение на Урале было обезглавлено в связи с арестом архиепископа Григория Екатеринбургского, а обновленцы пользовались всемерной поддержкой безбожных властей и захватывали храмы города. В труднейших исторических условиях духовник Скорбященского монастыря отец Леонид взял на себя ответственность за судьбу вверенной ему паствы.
26 января (по старому стилю) 1923 года Уфимский епископ Андрей (князь Ухтомский) совершил хиротонию Леонида Черепанова во епископа Нижнетагильского с именем Лев.
Вернувшись в Нижний Тагил, Л. Черепанов начал активно бороться с обновленцами, которые пытались реформировать Церковь при поддержке чекистов, и через несколько месяцев был арестован. На допросах епископ мужественно утверждал, что признает постановление Первого Поместного Собора Русской Православной Церкви, прошедшего в конце 1917 — начале 1918 года, о борьбе с большевиками и о восстановлении патриаршества, а постановление Второго (обновленческого) Собора не признает. 14 декабря 1923 года владыка Лев Черепанов, осужденный по статье 119 УК РСФСР, был выслан в Ташкент (Хиву). Дальнейшая его судьбе полна противоречий: источники расходятся в определении дат и географии его последующих служения, арестов и ссылок.
Некоторые утверждают, что с 1927 года он, не имея возможности вернуться на Урал, стал епископом Алма-Атинским и Туркестанским, а с 1933 года (после очередного ареста и освобождения) – Ставропольским. Другие указывают на его связи с Казахстаном, на возвращение в Нижний Тагил: будто бы в 1932 году он служил в храме Александра Невского на клиросе регентом, но, по рассказу некоего старожила, епископ Лев и церковнослужители иногда закрывали храм и без посторонних глаз служили литургию по архиерейскому чину. Возможно, этот факт является легендарным.
Достоверно лишь известно, что в 1929 году он был повторно арестован и приговорен к 3 годам лагерей. Где он отбывал наказание, тоже вызывает сомнение. Исследователи указывают, что сослали епископа Льва в систему Соловецких концлагерей: Л. Черепанов оказался в Усть-Сысольском лагере в Коми. Через три года его выпустили, и менее через год опять арестовали и осудили, на этот раз на пять лет. И снова разночтения: местами заключения называют Казахстан, Амурскую и Ленинградскую области. 10 ноября 1937 года постановлением выездной тройки УНКВД по Ленинградской области он был приговорен к высшей мере наказания, а 8 декабря был расстрелян. Место захоронения епископа Льва неизвестно.
В 1990-е годы был составлен акафист Льву Нижнетагильскому как новомученику и исповеднику российскому, в котором он был назван «просветителем земли тагильской», однако канонизация даже в лике местночтимых святых не состоялась. Видимо, такова воля Божия…
Предлагаем читателям нашего сайта более подробно познакомиться с жизнеописанием Льва Нижнетагильского по последней публикации:
Светлой памяти епископа Льва (Черепанова) // Православная газета. № 49 (609). 22.12.2010. URL: http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at50832
(350)