Чудотворный Мандилион

Размещено Авг 29, 2021 в Включить в слайдер, Святыни | Комментарии (0)

29 августа Православная Церковь празднует перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944). К этому дню подготовлен материал, посвященный самой старинной святыне монастыря.

Мандилио́н — от греч. μανδύη, μανδύας — убрус, мантия, шерстяной плащ
Взяв же его, быстро от бед избавишь град сей и народ его

Православные христиане помнят предание об исцелении от проказы правителя сирийского города Едессы (ныне территория Турции) Авгаря. Не видя Спасителя, он уверовал в Иисуса Христа как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. Посланный им в Палестину художник Анания не смог подойти к Господу из-за большого числа слушавших проповедь людей, и Спаситель помог ему, попросив принести воду и убрус (льняной холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, на котором отпечатлелся Его Божественный Лик, и отдал его Анании. Царь Авгарь с благоговением принял святыню из рук живописца и получил исцеление.

Поэтому в иконописную традицию вошло написание Лика Господа нашего Иисуса Христа на плате, который держат за верхние концы два Ангела Господня. В небольших иконах писали Спаса без Ангелов. Иконы Спаса Нерукотворного попали на Русь с IX века. Нет, пожалуй, ни одного храма, где бы не было сего образа. По другой традиции, икона «Спас Нерукотворный» – первый самостоятельный образ, который доверяли писать иконописцу, прошедшему долгий период ученичества.

В Скорбященском женском монастыре есть икона Спаса Нерукотворного, принесенная в дар обители Константином Владимировичем Скрыпником (г. Москва). В обители имеется документ с экспертным заключением о высоких художественных достоинствах, коллекционном и музейном значении иконы, но главное место нахождения иконы – не музей или галерея, а храм Божий. Расположенная рядом с главной иконой монастыря – Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», она привлекает внимание молящихся. Если человек хотя бы немного разбирается в иконописи, он обязательно отметит, что в Вознесенском соборе икона эта единственная в своем роде.

Да, действительно, образ Спаса Нерукотворного относится к образцам строгановской школы иконописи и является памятником XVII века, восходящей к практике руководителя иконописной мастерской Оружейной палаты Симона Ушакова († 25 июня 1686 года). Икона размером 57 на 50 сантиметров написана на липовой доске, а на обороте скреплена двумя дубовыми сквозными и двумя торцевыми врезными шпонками. Эксперты В.М. Сорокатый, В.В. Баранов, Ю.А. Пятибратов отмечают виртуозность, высокую квалификацию мастера. Колорит иконы сдержанный, она как будто бы светится изнутри благодаря киновари и золоту. Сохранность иконы прекрасная, и реставрация коснулась только полей иконы и правой ланиты Христа.

К сему образу православные христиане обращаются, прося уврачевания от болезней, в том числе и не исцелимых земными средствами, а также для вразумления заблудших и спасении от врагов, поскольку то же предание гласит, что потомки Авгаря, вернувшиеся к язычеству, не смогли повредить Убрусу, который епископ Едессы закрыл керамической доской, а при осаде города войсками персидского царя Хосроя в VI веке после чудесного видения местному владыке Евлалию святыня была открыта над вратами города, причем лампада, возженная перед ней столетия назад, не погасла.

В. Чемезова, зав. архивным отделом монастыря

(112)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели