29 августа Православная Церковь празднует перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944). К этому дню подготовлен материал, посвященный самой старинной святыне монастыря.
Мандилио́н — от греч. μανδύη, μανδύας — убрус, мантия, шерстяной плащ
Взяв же его, быстро от бед избавишь град сей и народ его
Православные христиане помнят предание об исцелении от проказы правителя сирийского города Едессы (ныне территория Турции) Авгаря. Не видя Спасителя, он уверовал в Иисуса Христа как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. Посланный им в Палестину художник Анания не смог подойти к Господу из-за большого числа слушавших проповедь людей, и Спаситель помог ему, попросив принести воду и убрус (льняной холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, на котором отпечатлелся Его Божественный Лик, и отдал его Анании. Царь Авгарь с благоговением принял святыню из рук живописца и получил исцеление.
Поэтому в иконописную традицию вошло написание Лика Господа нашего Иисуса Христа на плате, который держат за верхние концы два Ангела Господня. В небольших иконах писали Спаса без Ангелов. Иконы Спаса Нерукотворного попали на Русь с IX века. Нет, пожалуй, ни одного храма, где бы не было сего образа. По другой традиции, икона «Спас Нерукотворный» – первый самостоятельный образ, который доверяли писать иконописцу, прошедшему долгий период ученичества.
В Скорбященском женском монастыре есть икона Спаса Нерукотворного, принесенная в дар обители Константином Владимировичем Скрыпником (г. Москва). В обители имеется документ с экспертным заключением о высоких художественных достоинствах, коллекционном и музейном значении иконы, но главное место нахождения иконы – не музей или галерея, а храм Божий. Расположенная рядом с главной иконой монастыря – Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», она привлекает внимание молящихся. Если человек хотя бы немного разбирается в иконописи, он обязательно отметит, что в Вознесенском соборе икона эта единственная в своем роде.
Да, действительно, образ Спаса Нерукотворного относится к образцам строгановской школы иконописи и является памятником XVII века, восходящей к практике руководителя иконописной мастерской Оружейной палаты Симона Ушакова († 25 июня 1686 года). Икона размером 57 на 50 сантиметров написана на липовой доске, а на обороте скреплена двумя дубовыми сквозными и двумя торцевыми врезными шпонками. Эксперты В.М. Сорокатый, В.В. Баранов, Ю.А. Пятибратов отмечают виртуозность, высокую квалификацию мастера. Колорит иконы сдержанный, она как будто бы светится изнутри благодаря киновари и золоту. Сохранность иконы прекрасная, и реставрация коснулась только полей иконы и правой ланиты Христа.
К сему образу православные христиане обращаются, прося уврачевания от болезней, в том числе и не исцелимых земными средствами, а также для вразумления заблудших и спасении от врагов, поскольку то же предание гласит, что потомки Авгаря, вернувшиеся к язычеству, не смогли повредить Убрусу, который епископ Едессы закрыл керамической доской, а при осаде города войсками персидского царя Хосроя в VI веке после чудесного видения местному владыке Евлалию святыня была открыта над вратами города, причем лампада, возженная перед ней столетия назад, не погасла.
В. Чемезова, зав. архивным отделом монастыря
(112)