Могильные камни говорят

Размещено Июн 5, 2019 в Включить в слайдер, Исторические публикации | Комментарии (0)

30 мая водолазы обрели необычную находку на дне Верхне-Выйского пруда. Это замечательный повод вспомнить историю кладбища Скорбященского женского монастыря. 

В XIX — начале XX веков на Малой Кушве по обеим сторонам Невьянского тракта, в том числе и за алтарями Скорбященского и Вознесенского храмов, располагалось кладбище.

Предположительно на нем были похоронены мужья или др. родственники первых насельниц Скорбященской богадельни: Марии Навзоровой, Юлии Балаханцевой, Марии Шмаковой, Аполлинарии Кузнецовой, Прасковьи Тянкиной, Марии Бородиной, Марии Белоусовой, Евдокии Пригориной, Евдокии и Марии Проскуряковых, Анны Кожевниковой, Клавдии Шадриной, Дарьи Грязновой, Афанасии Суходоевой.

В 1909 году была составлена опись захоронений на кладбище Скорбященской обители, которая, к сожалению, не сохранилась. Из других источников известно, что на монастырском кладбище были похоронены:

архимандрит Агафон (Колесников) (ок. 1830 — † 30.06.1908) — настоятель Далматовского мужского монастыря;

Николай Иванович Кларк (1859 — † 1911) — директор Нижнетагильского реального училища;

Петр Васильевич Кузнецкий (25.03.1844 — † 21.05.1912) — хирург Нижнетагильской земской больницы.

По свидетельству тагильчанки Е. С. Серовой, на монастырском кладбище были похоронены ее прадедушка Василий Климентьевич и прабабушка Пелагея Георгиевна Петровы, трагически погибшие во время Гражданской войны. К сожалению, были утрачены все метрические книги монастыря, поэтому сведения о похороненных на монастырском кладбище можно восстановить только из др. источников.

21.01.1918 г. здесь нашли покой крестьяне Висимо-Шайтанского завода Аркадий Иаковлевич Болотников (37 лет), Выйско-Никольской волости Игнатий Максимович Францев (52 года) и Михаил Семенович Шемякин (14 лет) – они погибли 17.01.1918 г. по время митинга на Александровской площади по поводу перебоев с подвозом хлеба, в результате которого красноармейская дружина под руководством Бабина открыла стрельбу по протестующим.

16.10.1918 г. были похоронены Иулиан Карпович (43 года) и Архип Карпович Хлопотовы, крестьяне Выйско-Никольской волости, они были расстреляны 19.09.1918 г. и стали жертвой красного террора.

6.10.1918 г. был похоронен Петр Николаевич Рыбаков (34 года), сын известного верхотурского и тагильского предпринимателя Николая Федоровича Рыбакова, торговца мануфактурой, обувью и мехами, члена торгово-промышленного комитета, владельца крупнейшего в округе галантерейного магазина «Рыбаков и сыновья». Он погиб от снаряда 3 октября 1918 г.

Осенью 1918 г. захоронения на монастырском кладбище стали массовыми. 8.10.1918 г. первую партию из 26 погибших белочехов из морга Демидовской больницы перенесли в ограду Введенской церкви, и после отпевания конные повозки и похоронная процессия в сопровождении военного оркестра, русских и чехословацких воинов, местного населения проследовали на кладбище в Скорбященский монастырь. Впереди шли монахини и священники в черном облачении. Солдаты Сводного русского отряда, чьи тела не забрали родственники, были похоронены в соседней братской могиле. Их имена не сохранились. Позднее, когда шли бои, количество могил увеличилось. 14.10.1918 г. состоялись вторые похороны убитых большевиками.

Сохранился единственный документ о плане захоронений во время 1918 года.

Захоронения монастыря. Октябрь 1918 г. НТГИА. Ф. 404. Д. 12. Л. 155.

В марте 1919 г. одна из монахинь нашла в лесу трех убитых, как позднее выяснилось, красного комиссара просвещения Николая Васильевича Попова, Шереметьева и Селиванова, застреленных при попытке к бегству. Похоронены они были без отпевания, несмотря на просьбы родственников.

С ноября 1920 года по июнь 1922 года на монастырском кладбище хоронили заключенных концлагеря. По архивным документам, в нем от холода и голода погибли около 400 человек. Только за январь 1922 года в лагере умерли 75 человек. По свидетельству прихожанки обители Галины Анатольевны Фокиной, ее мама Ольга Евграфовна, будучи маленькой девочкой (она родилась в 1909 году), стала свидетелем того, как открылись монастырские ворота и на трех телегах вывезли покойников и бросили в братскую могилу на кладбище за дорогой. Зэки, «расходный материал» революции, не удостоились ни христианского погребения, ни креста над могилой.

В советское время кладбище было разорено. На части его территории были выстроены корпуса детского дома № 1. Другая часть кладбища за дорогой не была застроена. В период настоятельства игумении Кириллы (Суворовой) здесь был установлен памятный крест.

24 ноября 2009 г. был открыт памятник 68-и белочехам с надписью: «Чехословацким легионерам, павшим на пути к свободной родине. 22.09.–18.10.1918 г.». Он расположен на территории детского дома № 1.

Памятник с именами белочехов, погибших в боях за Нижний Тагил в 1918 г.

Сегодня от бывшего монастырского кладбища остались только несколько могильных плит с отбитыми крестами, подобных той, которую 30 мая нашли водолазы на дне Верхне-Выйского пруда. На камне, вынутом из воды, выбито Ангельское песнопение «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Возможно, имя похороненного под этим камнем за век стерла вода.

А вот на одном из монастырских камней имеется надпись:

«Здесь покоится прах Марии Васильевны Надзоровой, сконч. 1 августа 1898 г. 72 л.».

Так мертвый камень стал документом об основательнице Скорбященской богадельни, о которой мы знаем только то, что она собрала вокруг церкви 14 вдов и девиц, решивших посвятить свою жизнь Господу.

На другом камне можно прочитать хорошо сохранившуюся надпись:

«Здесь покоится тело раба Божия Георгия Петровича Арефина, скончался 2 февраля 1911 г. 65 лет».

На обороте этого камня содержится эпитафия:

«Тебе колено преклоняем,

Незабвенный муж.

Твой прах сим камнем покрываем,

Чтоб день разлуки

и тебя не забывать».

Действительно, камни могут говорить и о событиях, и о сердечных чувствах!

Источники

Архив концентрационного лагеря № 2 // ГААОСО. Ф. 163. Оп. 1. Д. 1–13.

Архимандрит Агафон (некролог) // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1908. № 35. Неофиц. отдел. С. 609-613.

Из церковно-общественной жизни Н.-Тагила // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1911. № 42. Неофиц. отдел. С. 933-936.

Кашин В.В. Белый Тагил. По трофейным документам Колчака. Нижний Тагил: Книжный дом «ХлопотовЪ», 2018. C. 22, 58, 108, 111, 151, 224, 225, 297, 298.

В. Чемезова, зав. архивным отделом монастыря

(54)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели