Смягчить огрубелое сердце

Размещено Мар 5, 2019 в Включить в слайдер, Проповеди | Комментарии (0)

Проповедь в Неделю мясопустную, о Страшном Суде.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Немного есть в мире вещей, которые могут отрезвить человека, отвратить его от состояния прелести, рабства греху. Главные из них – это память смертная и память о Страшном Суде. Ведь лукавый может придумать много извинений, оправданий греха. И все вместе они складываются в такое состояние нечувственности, огрубелости, что человек перестает быть человеком. А стоит вспомнить о смерти, стоит увидеть лежащего во гробе или стоит вспомнить о Страшном Суде, когда все оправдания уже будут бесполезны, когда нет времени лукавить или времени грешить, тогда человек просыпается от своего греховного сна и может ужаснуться тому, что же он делает.

Перед Великим постом мы тоже вспоминаем о Страшном суде. Господь в немногих словах описывает, как это будет. Он мог бы нам поярче показать, мог бы каждого исторгнуть из этой жизни, поставить на судилище и показать адские муки, так что даже у жгучего брюнета побелели бы волосы от того, что он там увидит. И тогда человек, как может показаться, будет каяться в содеянном и бояться Суда. Но не делает так Господь по человеколюбию Своему. Он рассказывает о Суде притчей. А вот дело свободного человека – поверить или нет.

Иной верит, но не трепещет. Верит да не ужасается, не боится. Верит, но не верует, то есть не живет в соответствии с этой верой. Как будто ожесточено огрубелое сердце человека. Об этом и говорит святитель Игнатий Брянчанинов в одном из своих трудов о Страшном суде, о Неделе мясопустной: ожесточенное сердце не способно к покаянию. Для того чтобы покаяться, ему необходимо размягчиться. Увидеть свою греховность и пожалеть себя – этот результат не сразу достижим. Через милость человека к себе возможно изменение. Мы часто оказываем себе милость ложную, когда позволяем себе нарушить пост, позволить себе согрешить и не покаяться, позволить себе что-то нарушить. Кажется нам, что тяжело выполнить заповедь. И очень милосердны к себе мы бываем в этот момент. А вот оказать себе настоящую милость, вспомнить о Суде и из милости к своей душе усилить молитвенный подвиг – у нас этого нет. Нет у нас милости, сопряженной с подвигом, с настоящей любовью к себе, а не той эгоистичной, которой мы обычно себя любим.

Господь нас учит этой милости – сначала сотворить ее другому. Это на самом деле легче. Увидишь алчущего – напитай, увидишь жаждущего – напои, окажи милость тому, кто рядом с тобой. Это легче и проще, но часто и этого человек сделать не в состоянии, настолько ожесточилось и огрубело его сердце. А если и делает, то для виду, для «галочки», как будто откупается от Господа. Не посчитается на Страшном Суде такая «милость». Ни одного такого раза не вспомянет Господь на Страшном Суде. Когда же творит человека милость другому, зная, как жестоко его сердце, он приобретает нечто важное и для себя. Так размягчается сердце и становится способным к со-чувствию и покаянию. Такой труд поможет воззреть на себя и оказать себе подлинную милость. В одном из трудов святителя Игнатия есть мысль о том, что милость к другому человеку и будет на Страшном Суде доказательством любви, которая есть у человека. Когда возгреет он ее в сердце своем словами из Священного Писания, разбив жестокость делами любви к ближнему, она будет принята Богом как будто оказанная Ему Самому. Как трудно нам сделать это в нашем земном житии. Потому и дает Господь такую дверь к себе, к истинному покаянию – это ближний, который рядом с нами. У нас появляется возможность хоть что-то в себе изменить. Если от чистого сердца приносится эта жертва, то и мы сможем понадеяться на ответ Господа: «Приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Мф. 25, 34). Аминь.

Иерей Алексий Исмагилов. 3.03.2019 г.

(104)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели