Немного о школах и учителях

Размещено Авг 30, 2018 в Включить в слайдер, Исторические публикации, Публикации и видео | Комментарии (0)

В преддверии Дня знаний публикуем некоторые факты о школах и учителях Нижнетагильского завода в начале ХХ века.

В начале ХХ в. при храмах Нижнетагильского завода было открыто 9 церковно-приходских школ: Выйско-Никольская, Введенская, Казанская, Скорбященская, Вязовская, Кирилло-Мефодиевская, Свято-Троицкая, Александро-Невская. А всего в Нижнем Тагиле на 32 тысячи населения было 19 училищ. Например, при Введенской церкви было 4 училища: 2-хклассное министерское, 2-хклассное железнодорожное и две церковно-приходских школы. Перед революцией 1917 г. начался активный процесс передачи церковно-приходских школ в ведение земств.

Введенская церковно-приходская школа. В центре о. Иоанн Двинянинов. 1900. Фото из архива В. Шарипова

В церковно-приходских школах обучали Закону Божьему, русскому и церковнославянскому языкам, математике, церковному пению по нотам (дети могли петь на 3 голоса). На уроках рукоделия мальчики плели сумки, гамаки, изготовляли искусственные цветы, девочки – вязали, шили, вышивали, плели кружева. Минус всех школ – отсутствие сельскохозяйственной подготовки, что было важно в условиях спада промышленного производства.

В Нижнетагильском заводе существовали и школы грамоты для рабочих местных заводских и железнодорожных цехов. Программа таких школ ограничивалась заучиванием молитв, начатками чтения, письма и счёта (складывать и вычитать в пределах 1000, вычитать, делить в пределах 100). Для школ грамоты характерен разновозрастный характер обучающихся: от 8 до 44 лет. Экзамены в таких школах не проводились. Педагоги, в числе которых были учителя церковно-приходских школ, прогимназии, супруги священников, местные врачи, инженеры и др. интеллигентные лица, трудились в них безвозмездно.

Фото из архива И.Т. Коверды

В 1915 г. в Нижнетагильском заводе в присутствии Пермского губернатора Лозины-Лозинского освящен первый детский приют-ясли, открытый при Входо-Иерусалимском соборе по инициативе Л.И. Рупинской. В них были записаны 15 детей. Ясли создавали священники, их жены и дочери. Позднее появились ясли при Выйско-Казанской и Кирилло-Мефодиевской церковно-приходских школах. Это позволило мамам выйти на работу вместо ушедших на фронт отцов семейств.

В 1906 г. в Свято-Троицкой школе открылся дополнительный класс, обучающий причетников единоверческих церквей. Эту школу для единоверцев можно считать аналогом православной семинарии. Она была единственной в своем роде на Урале и Сибири. Обучение было очень строгое: знание устава безусловное, крюковое пение и безукоризненное чтение. Первый набор состоял из 16 мальчиков в возрасте 12–15 лет. Каникулы длились 1,5 месяца после недели всех святых. Экзамены (теорию и практику церковного дела) сдавали индивидуально в течение нескольких дней. После окончания школы ученики могли поступать на штатные псаломщические места в единоверческих храмах. В 1910 г. был открыт новый набор.

Причетнический класс Свято-Троицкой единоверческой церковно-приходской школы. Фото из архива И.Т. Коверды

Почти у каждой школы (церковно-приходской или школы грамоты) были попечители – боголюбивые люди. Например, крестьяне Иван Белых и Мария Пермякова помогали Вязовской школе грамоты, купец Е. Копылов – Введенской школе, купец Иван Стефанович Ляпцев являлся попечителем Входо-Иерусимской школы, а Прокопий Шаров – Александро-Невской школы. Попечители жертвовали на ремонт учебных помещений, на покупку школьных принадлежностей, ежедневный чай для учащихся, подарки в конце года для лучших учеников и поддержку учителей, выделяли средства на праздники, покупку швейных машин, разных коллекций и т. д. По закону от 11 июля 1914 г. появились церковно-школьные попечительства. Наиболее активные попечители награждались медалью «За усердие». Ее же вручали выдающимся педагогам. О. Копылова в 1910 г. была удостоена серебряной медали «За усердие» на Александровской ленте, а в 1916 г. – золотой на Аннинской ленте. Некоторые пастыри за многолетний труд на ниве народного образования награждались орденами. Законоучитель Введенской школы о. Иоанн Двинянинов за 25 лет педагогических трудов в 1903 г. получил орден св. Анны 3 степени.

В 1899 г. состоялась инспекция школ – приехал чиновник по особым поручениям Обер-прокурора Священного Синода Износков. В Нижнетагильском заводе он осмотрел Введенскую школу и дал ей высокую оценку как образцовой: прекрасное, просторное помещение, отличная подготовка учащихся по Закону Божию. Отметил усердие, знание школьного дела, любовь к занятиям и детям со стороны о. законоучителя, преподавательниц, чистоту и порядок в костюмах детей и в классах. Входо-Иерусалимская школа тоже получила высокую оценку. Позднее, уже в начале ХХ в., так же высоко будет оцениваться монастырская Скорбященская школа.

9 апреля 1904 г. владыка Екатеринбургский и Ирбитский Владимир (Соколовский-Автономов) посетил церковно-приходские школы Нижнетагильского завода: Выйско-Никольскую, Казанскую, Свято-Троицкую, Скорбященскую. Спрашивал у детей молитвы и заповеди, слушал чтение по-русски и церковнославянски, в единоверческой школе – чтение по старопечатным книгам. Такие инспекции архиереев были регулярными. Иногда после них священников награждали, как, например, камилавкой и наперсным крестом был награжден Николай Воецкий – законоучитель Вязовской и Скорбященской церковно-приходских школ.

Жалованье учительницы церковно-приходской школы составляло 144 рубля в год, т. е. 12 рублей в месяц. Священники-законоучителя несли нагрузку до 22 уроков в неделю, и это помимо исполнения пастырских обязанностей (для сравнения: ставка современного учителя – 18 уроков в неделю, хотя обычно педагоги несут значительно большую нагрузку).

Педагогика часто являлась делом семейным. В Павло-Анатольевской гимназии законоучителем был священник Александр Хохлов, также в учебном заведении для девочек трудилась его супруга Елизавета. Брат директора Горнозаводского училища Николая Ивановича Кларка, 25 сентября 1911 г. отметившего 25-летие педагогической деятельности, Фёдор Иванович преподавал бухгалтерию, супруга которого Людмила Михайловна являлась начальницей Павло-Анатольевской женской гимназии, где обучались дочери некоторых священнослужителей заводского поселка.

Преподаватели Реального училища. В центре — Николай Иванович Кларк

В 1913 г. в Нижнем Тагиле прошли педагогические курсы, на которых прошли переподготовку 90 учителей Верхотурского уезда. Их руководителем являлся благочинный единоверческих храмов о. Василий Конин.

Таким образом, образование в царской России, в том числе и на нашей малой родине, в начале ХХ в. было делом церковным. В этом нет никакого сомнения. Однако часть учительства примкнула к политическим партиям. На Верхотурский уездный съезд педагогов, проходивший в четверг, пятницу и субботу Пасхальной недели 1917 г., т. е. 6–8 апреля по старому стилю, съехались 194 делегата. Интерес к событию проявили Петроградский, Уральский Областной Советы рабочих и солдатских депутатов, Центральный комитет социал-демократической партии, крестьянская группа социалистов-революционеров, приславшие своих представителей. В первый и второй день съезда звучали доклады о программе политических партий: социал-демократов, партии народной свободы, социалистов-революционеров. Ради реформации школ занятия были закончены на 1–2 месяца ранее обычного срока. Вот так радость была для детей и подростков! Свобода…

Факты из архивных документов и журнала «Екатеринбургские епархиальные ведомости» собрала

В. Чемезова, зав. архивным отделом монастыря

(322)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели