«Радуйтесь, я буду с вами во вся дни!»

Размещено Авг 10, 2018 в Новости | Комментарии (0)

Приближается Успенский пост, посвященный одному из двунадесятых праздников, которым оканчивается церковный год, — Успению Божией Матери.

«Ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше…» (Филип. 1:20-25).

В Православном календаре Успенский пост кратковременный, всего две недели (с 14/VIII – 27/VIII), но по строгости сравним с Великим постом. Успенский пост соединяет в себе два древние поста: некоторые древние христиане постились пред праздником Преображения Господнего, иные – пред Успением Богоматери. Но в XII в. на Константинопольском соборе при Патриархе Луке, положено для всех христиан соблюдать пост с 1 августа по 15 августа с. с. (с 14-27 августа н. с.). И сам праздник считается второю Пасхой.

Церковный Устав предписывает воздерживаться не только от мяса и молочных продуктов, но и от рыбы (исключение составляет праздник – Преображения Господа нашего Иисуса Христа).

Человеку дана жизнь и лучше, если эту жизнь он проживает в уповании на Господа, тогда и горе – не горе, но радость, которая приближает нас к Господу. А мы очень часто даем себе послабления, изнываем от немощи, скудности веры, и отсутствия любви. И постимся чаще всего либо телесно, либо духовно, но разве может быть пост разделен на телесное и духовное? «Почему мы постимся, а ты не видишь?» — взывает пророк Исаия, обличая иудеев (Ис. 58, 3). Давайте вспомним слова Николая Евграфовича Пестова: «В некоторых случаях больные христиане заменяют себе (сами или по совету духовников) воздержание в пище постом «духовным». Под последним часто понимают более строгое внимание к себе: удержание себя от раздражительности, осуждения, ссор. Все это, конечно, хорошо, но разве в обычное время христианин может позволять себе грешить, или раздражаться, или осуждать? Совершенно очевидно, что христианин должен всегда «трезвиться» и быть внимательным, предохраняя себя от греха и всего того, что может оскорблять Духа Святого. Если же он не в силах удержать себя, то, вероятно, это будет иметь место в равной степени как в обычные дни, так и в посту. Отсюда замена поста в пище на подобный «духовный» пост – это чаще всего самообман». 

Этот пост символизирует период, когда Богородицу возвестил о приближающемся Успении архангел Гавриил. Можно только предполагать, с какой радостью Она ждала приближение момента встречи, не временной, но вечной, с ее Сыном, Господом нашим Иисусом Христом.  С того самого момента Она непрестанно пребывала в посте и молитве, несмотря на то, что она была чиста. Вот и нам следует с благоговением, смирением и радостью о грядущих праздниках вступать в этот пост.

На первый день Успенского поста 14 августа по н. с. (1 августа по с. с.), приходится праздник «Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня». Этот праздник был установлен в Константинополе с IX в. Ежегодно 1 августа в Константинополе начинались болезни и по обычаю часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, износилась в храм св. Софии, где совершалось водосвятие. Затем две недели эта святыня носилась по городу, при этом служили литии «для освящения мест и отвращения болезней». 14 августа Животворящее Древо Креста переносили обратно в царские палаты. Также в этот день на Руси принято освящать мед нового сбора.

19 августа по н. с. (6 августа с. с.) празднуется  Преображение Господа  Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святая церковь празднованием Преображения Господня в небесную славу, уготованную и всем нам, нравственно утешает нас во время земного странствования, исполненного лишений и скорбей, внушая, что за печалями воссияет слава вечного блаженства, в которой будет участвовать не только наше тело, но и вся природа, вот почему у праздника есть еще одно название – второй Спас. Он включает в себя освящение винограда, яблок свежего урожая. Этим праздником мы посвящаем Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу плоды нашего земного труда.

29 августа н. с. (16 августа с. с.) праздник в честь перенесения Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа из Едессы в Константинополь, которое произошло в 944 г. Император Константин Багрянородный (912–959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил Его у правителя города Едессы. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя был перенесен духовенством в Константинополь и поставлен в Фарроской церкви Пресвятой Богородицы. У всех, кто видел этот Нерукотворный Образ Господень, приходили в изумление от  глаз, которые казалось, живые и испускают светлые лучи. Этот образ имел что-то сверхъестественное. Многие художники и иконописцы, которые видели этот Образ, свидетельствуют, что на земле нет красок, которые могут передать цвет Святого Образа. Это третий Спас – «Спас на Холсте». В этот день мы посвящаем Господу нашему Иисусу Христу и освящаем хлеба и орехи нового урожая.

Венцом Успенского поста является праздник – Успения Пресвятой Богородицы, который мы встречаем с 27 августа н. с. (14 августа с. с.), за вечерним богослужением в храмах выносят для поклонения из алтаря Плащаницу с изображением Божией Матери. Плащаница находится посреди храма до чина погребения, когда ее крестным ходом пронесут вокруг храма.

Богородица своей земной жизнью показала образец истинной, любви к Сыну своему и Спасителю рода человеческого Иисусу Христу. Своей жизнью и своим Успением Она открыла ту радость, которая нас ожидает при переходе из временной жизни в вечную. И после Успения, в явлении Апостолам сказала: «Радуйтесь, Я с вами во вся веки». Так и по сей день, она является нашей заступницей пред Сыном своим и Господом нашим Иисусом Христом.

Список использованной литературы:

  1. Пестов Н. Е. Что такое пост и как правильно поститься. СПб.: САТИСЪ, 2001.
  2. Как провести Успенский пост. М.: Сретенский монастырь, Новая книга, 1997.
  3. Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы (Репринтное воспроизведение издания 1904 г.). М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1990.

Материал подготовила Д.Федяева

(60)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели