Памяти святых отцов семи Вселенских Соборов

Размещено Май 31, 2018 в Включить в слайдер, Проповеди, События | Комментарии (0)

31 мая, в день памяти святых отцов семи Вселенских соборов, в Скорбященском женском монастыре состоялась Божественная Литургия архиерейским чином.

Преосвященному Евгению, епископу Нижнетагильскому и Невьянскому, сослужили митрофорный протоиерей Георгий Потеев, митрофорный протоиерей Геннадий Ведерников, протоиерей Евгений Кузьминых, иерей Григорий Елохин, иерей Евгений Самойлов, иерей Алексий Исмагилов.

По запричастном стихе проповедь произнес священник обители Алексий Исмагилов:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня Святая Церковь воспоминает святых отцов семи Вселенских Соборов. Для этого мы вернемся в первые века христианства, когда диавол старался через гонения, через страх смертный запугать и уничтожить Церковь, заставить людей отказаться от Господа. Но получилось наоборот. Кровью мучеников росла Церковь христианская, и люди видели, как страдают мученики, видели их доблесть и стали обращаться к вере.

Но вот прошло время гонений, и диавол придумывает, изобретает новое ухищрение – не заставить отказаться от веры, а извратить вероучение так, чтобы человек, веруя в Господа, уже не спасался, верил неправо. И тогда наступила эпоха Вселенских Соборов.

Первой крупной ересью, сотрясшей Церковь, было вероучение Ария, который говорил, что Господь Иисус Христос не является Богом, а является сотворенным человеком. Гордый Арий то, что не мог понять, отвергал, не принимал. Для него критерием истинности была способность уяснить умом, понять простые вещи. Диавол давал ему возможность сеять эту ересь. Стараясь привлечь язычников к Церкви, он изобрел положение о том, что Христос – идеальный человек, и только. Многим понравилась эта простота. Не нужно думать, размышлять, не нужно меняться. Когда многие пошли за Арием, уклонились в это вероучение, явились миру святые отцы, те самые, которые еще недавно страдали за веру, те самые, которые защищали веру, исповедали веру в мучениях, гонениях. Им сейчас Духом Святым было дано понять, что учение Ария – это ложь. Тогда равноапостольный император Константин собирает Собор. На него пришли покалеченные, обожженные, но не сломленные святители, епископы, монахи, миряне. Там, где в диспутах словом не удавалось сокрушить ересь, вразумить заблуждающихся людей, вступался Сам Господь, Который чудесами помогал изобличить ее, показывал, где Истина, а где ложь.

Заблуждение Ария было ниспровергнуто и искоренено. Вслед за ним явились и другие ереси. Все неправые учения восставали против природы Христа, против главного нашего догмата, что Иисус Христос есть Бог и Человек. Одни утверждали, что Он не Бог, другие – что ум в Нем заменен Логосом, третьи – что в Нем нет воли человеческой. Разные искривления веры нарушали правое вероучение о природе Христа. Но святым отцам Церкви Духом Святым давалось понять и уразуметь эти ошибки.

Если почитать деяния Соборов, то человеку неискушенному трудно разобраться в этих определениях, трудно понять, где  в богословских спорах истина. Святым отцам, светильникам Церкви, Духом дано было знать, где есть Истина. Их святая жизнь, их подвижничество являлось условием их правой веры. Знаем мы, что многие ересиархи были подвержены страшным грехам, пребывали в нераскаянных грехопадениях. Отсутствие благочестивой жизни искривляло их ум. Так совращался их ум с правого пути. По своей гордыне изобретали они разные вероучения, и часто они пользовались покровительством власти светской. Тогда наступали настоящие гонения верующих во Христа, только теперь уже не от язычников, не от врагов Господа, а от своих же заблуждающихся собратьев. Снова лилась кровь мучеников, снова были изгнания, даже, бывало, мало оставалось приверженцев правой веры, а большинство людей уходило в ересь.

Господь давал этим ересям, заблуждениям долго мучить людей, чтобы наконец возобладало Право-славие. За время Соборов выковалась, образовалась православная догматика, для того чтобы мы сейчас могли уяснить, как именно мы верим. Не случайно Господь давал десятилетиями, столетиями господствовать ересям, чтобы они закрепились в истории как неправые.

Может показаться неважным, как верить, ведь человек верит во Христа, но знаем мы из истории, что незначительное изменение вероучения приводило к печальным последствиям. Так, на одном из Соборов было обозначено, что священник может быть как брачным, так и безбрачным. Еретики же утверждали обязательное безбрачие духовенства. В результате этого заблуждения многие, кто не мог жить ангельской жизнью, впали в тяжкие плотские грехи. Небольшое уклонение от догматики уводило человека от благочестивой жизни. Называясь христианином, жил человек уже не по-христиански и погибал в великих грехах. Собор изложил, что у священника может быть высокое равноангельское житие, а может быть обычная жизнь.

Века проходят, но душа человеческая не меняет своего устройства. Мы, внешне участвуя в таинствах, можем быть еретиками, если не знаем православного вероучения. Сейчас можно встретить такие слова: «Казанская мне не помогает, а Владимирская помогает». Это самая настоящая ересь. Часто человек не видит этих искривлений по своему невежеству.

Сегодня время информационных войн, и как никогда важно владеть информацией. Когда-то государственный деятель К.П. Победоносцев говорил, что простая вера простых христиан может подвести страну. 100 лет назад мы видели результаты этой «простоты». Когда начались нападки на священноначалие, на Церковь, на веру, такие «простецы» быстро отпадали от Православия, не зная глубин своей веры. Отпадали они по своей неискушенности. Сегодня Господь дает нам знать свою веру: есть все необходимые средства. Он оставил нам память о ересях, о заблуждениях ересиархов, труды святых отцов, знание об их святой подвижнической, исповеднической жизни, чтобы мы выковали свою веру, обозначили суть того, во что мы верим, чтобы мы были христианами, не просто знающими о Христе, а знающими, Кто такой Христос и Кто есть Бог. Аминь».

По окончании Литургии владыка Евгений обратился к честным отцам, игумении и сестрам, прихожанам монастыря:

«Господь нам с утра даровал жизнь. Мы проснулись еще на этом свете. Мы имеем возможность жить и своей волей выбирать: исполнять ли нам заповеди Божии или не исполнять. Но для каждого из нас наступит утро, день или вечер, когда мы уже не сможем выбирать, когда, по Евангелию, «им тя пояшет и ведет аможе не хочеши» (Ин. 21, 18). Настанет день нашей кончины, и мы уже не будем решать: пойти ли сегодня в церковь или не пойти, пойти ли делать добро или пойти на какие-то недобрые дела. Смерть нас пояшет и поведет туда, куда мы не захотим идти, где мы увидим все свои дела, все свои мысли, все свои пожелания и все заповеди Божии. Святые отцы говорят, что страшно то место, особенно для того человека, который не стремился каждый день, каждое утро и, более того, каждое мгновение своей сознательной жизни посвящать Богу и тому, что Господь принес на эту землю.

Сегодня день памяти святых отцов семи Вселенских соборов. Они сохранили для нас огонь веры. Многие читали историю о том, как жили люди раньше. В истории есть много разных небылиц, но есть один факт о подлинном служении. Раньше, когда не было магазинов, в которых продавались спички и зажигалки, когда не было теплоэлектростанций, то приходилось огонь сохранять, т. е. в семье был постоянно ответственный человек, поддерживающий огонь в костре, очаге, печи, потому что добыть его было непросто. Добыть огонь – это большой труд. Поэтому было лучше его сохранить, чем заново добывать. Даже женщин называли хранительницами очага: они сохраняли огонь, чтобы он не потух. Это образ того, как в Церкви сохраняется огонь благодати, а не какого-то сокровенного знания… Все-таки Православие называется не православным знанием, не православным учением, а православной верой. Эту веру, которая живет и произрастает в благодати, дает Бог, а сохранили ее святые отцы всех семи Вселенских Соборов и не давали ее извратить.

Как сегодня иногда происходит? Приходит человек в магазин и хочет что-то купить. Например, написано «молоко», человек думает: «Куплю-ка я пакетик» – и не подозревает, что в пакете вовсе не молоко. Там что-то похожее на молоко, но если специалист начнет разбирать состав жидкости, это может оказаться все, что угодно, но молоком она не является. Берут сосиски или др. продукты и сталкиваются с тем же самым. Если такой ложью питаться, то организм человека перестает нормально работать. И на уровне души, духа человека подмена смертельна. Когда начитают рассказывать о якобы истине (но Истиной эта выдумка не является), говорят о Боге, о Христе нечто такое странное, представляете, что будет? Прожил такой человек, который искренне верил, что Христос не Бог, и поступал в соответствии с этим лжеучением, потом его жизнь окончилась, и он ничего не исполнил из того, что Господь заповедал. Человек не жил по Божьим заповедям, он не жил в Боге. Это будет обман худший, чем обман на полке в любом магазине.

Святые отцы сохранили это нерушимо и сохранили не для того, чтобы это было записано в учебнике по догматике и семинаристы потом открывали нужную страницу и читали или чтобы мы знакомились в книжке о Законе Божием и вспоминали об этих великих людях, как о мертвых памятниках. Они сохранили веру для того, чтобы передать следующему поколению. Сегодня это поколение – это мы с вами.

Сегодня мы с вами живем и являемся по сути отцами семи Вселенских Соборов. Они сформулировали и сохранили наследие, а нам надо знать его и жить по нему. И Истину о Святой Троице, и о Матери Божией, и о жизни и догматах Церкви, и о святых иконах, и о таинствах, и о том, что в полноте хранит Святая Православная Церковь. Можно ходить в церковь по воскресным дням по заповеди Божией, можно читать по главе Евангелия и две главы Деяний святых апостолов в день, но эту Истину не понимать и не хранить. Нам Господь Бог дал дар здоровья, чтобы мы жили и трудились, и дар разума, чтобы наполнять нашу жизнь не сериалами, не романами, не пустыми словами, а наполнять тем, что Бог нам будет открывать каждому в свою меру – знание веры в Бога. Если мы будем этим заниматься, то будем подражать святым отцам всех Вселенских Соборов, угодникам Божиим и сестрам Скорбященской обители. Монахини как никто другой несут это благое бремя узнавания Бога и хранения его в своем сердце.

Хотелось бы пожелать матушке, сестрам, помощникам монастыря и всем скорбящим, кто приходит в эту женскую обитель, чтобы наполняться Истиной, которая есть настоящее житие и пища для человеческой жизни. Хотелось бы пожелать сестрам святой обители, чтобы то, что мы сегодня слышали из Нагорной проповеди в Святой Евангелии от Матфея о необходимости хранить свое сердце, свой ум от всяких соблазнов: не любодействовать, не прелюбодействовать от Бога, исполнялось. Святитель Николай Сербский, подвижник ХХ века, озвучил такую мысль, что всякий человек, кто уклоняется в своей жизни от Истины, прелюбодействует. Душа человека предназначена для того, чтобы быть обрученной Жениху Христу. Не важно, мужчина ты или женщина, ребенок или старик, ты должен свою душу ежедневно обручать Небесному Жениху Иисусу Христу. Не должно быть прелюбодейства в отношении к Богу. Любое наше уклонение от Истины есть любодеяние. Хотелось бы пожелать всем тем, кто осуществляет монашеское делание, чтобы Господь преисполнял вас силами, чтобы вы были светом для мира, который лежит вокруг нас, и чтобы никакая вражеская кознь не омрачала вашего сердца, и чтобы люди, видящие ваши добрые дела, прославляли нашего Творца. Дай вам Бог сил, преуспеяния и в деле милосердного служения, которое вы совершаете, чтобы вы делали его с удовольствием и не забывали отеческие слова о том, что блаженнее отдавать, нежели принимать. Вспомните и святоотеческое свидетельство о том, что человеку, который отдает, Господь восполняет в два, три, десять и сто крат. Пусть Господь восполняет, а вы щедро отдавайте».

По окончании Божественной Литургии владыка Евгений познакомился с жизнью обители.

(166)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели