Жажда перехода

Размещено Май 6, 2018 в Проповеди | Комментарии (0)

Проповедь в Неделю пятую по Пасхе, о самаряныне

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Православная Церковь на протяжении нескольких недель неустанно празднует Пасху Господню, прославляет Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа. В первую неделю с ликованием мы кричали «Христос воскресе!», торжествовали о нашем спасении. Вторая неделя напомнила нам о том, как уверовал в Воскресение Христово апостол Фома. В третью неделю мы вспоминали, как ко Гробу Господню пришли жены-мироносицы, чтобы сначала увидеть Ангела, возвестившего им о Воскресении их Учителя, а потом встретить и Самого Воскресшего Спасителя.

Празднование Пасхи продолжается. В календаре православного богослужения есть недели, которые внутренне связаны с этим великим торжеством Церкви. В прошлое воскресение мы вспоминали чудо исцеления Христом расслабленного у Овечьей купели Вифезда. Сегодняшний воскресный день напоминает нам об эпизоде обращения самарянки ко Христу как к Спасителю.

Какова же связь между этими событиями и Пасхой? Она особая. Все эти встречи Христа с людьми являют нам дела Божии и восходят к слову «Пасха» (по-еврейски Песах, обозначающему «переход»), имеющему много смыслов. Воскрес Христос и перевел нас от смерти к жизни, от земли к Небу, от погибели к спасению, а в земном смысле – от болезни к здравию, как мы видим в событии исцеления расслабленного. Особым образом была исцелена и самарянка, о которой мы слышали в евангельском чтении сегодня.

Она пережила переход несколько раз. Вот она выходит из города и приходит к колодцу Иакова. Это место являлось святым более двух тысяч лет. Возле него праотец Иаков поставил жертвенник и призвал имя Господа Бога Израилева. Вероятно, к этому колодцу самарянка каждый день ходила за водой. В день знаменательной встречи со Христом этот путь стал для нее перерождением, путем от духовной тьмы к свету веры. Встретившись у колодца с Иисусом Христом, она обрела ее. Господь говорит: «если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4, 10). Под водою живой Господь подразумевает благодатную и животворящую силу Духа Святаго, которую Он обещал верным. Самарянка, даже будучи иноплеменницей иудеям, получила эту воду живую, потому что уверовала в Христа и последовала за Ним. По слову Спасителя она сама сделалась источником живоносной воды, потому что проповедовала своим согражданам о вере в Него.

В этом «великом переходе» есть и другие смыслы. Например, произошло изменение ее личной жизни. Когда она просила у Господа живой воды, он ей ответил: «Приведи сюда мужа твоего». Она ответила: «У меня нет мужа». Тогда Господь, чтобы не укорить ее, владея великим искусством педагога и духовного врача, говорит: «Ты сказала правду». Сказать: «У тебя было пять мужей» – было бы довольно, чтобы поразить женщину, но когда она услышала и о своей преступной тайне, которую хотела скрыть, а именно: «тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» (Ин. 4, 17–18) – произошел подлинный переворот в ее сознании. Она увидела, что вся ее жизнь открыта перед Господом. «Господи, вижу, что Ты пророк» (Ин. 4, 19), — говорит Христу самарянка.

Через слова признания женщиной греховности собственной жизни произошел духовный переворот. Она задала важный вопрос религиозной жизни: «Наши отцы поклонялись на этой горе, а вы говорите, что есть место, в котором нужно поклоняться Богу, и это место в Иерусалиме» (Ин. 4, 20). Спаситель объяснил ей, что Богу можно поклоняться везде. «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 23–24). О Себе Сам Господь говорит: «Аз есть Истина». Господь исповедует Святую Троицу, и эта тайна открылась грешнице – простой самарянке. Какое счастье было бы, если бы мы с вами так поклонялись!

Самарянка пережила в своей жизни несколько переходов. Первый – пешеходный, когда из дома она шла к колодцу за водой. Второй – от укора до просьбы, чтобы Господь дал ей живой воды. Третий – от языческого суеверия к истинной вере в Отца Небесного. Последний переход – от непросвещенного состояния к вере во Христа как Спасителя и в Святую Троицу. Воспоминание этого события кажется уместным, когда в Пасхальные дни мы празднуем переход от смерти к жизни и готовимся встретить праздник Святой Пятидесятницы. Аминь.

Иерей Евгений Самойлов. 6 мая 2018 г.

(24)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели