10 февраля в Духовно-просветительском центре «Царский» г. Екатеринбурга состоялась VII межрегиональная научно-практическая конференция «Православие на Урале: связь времен». В ней приняли участие два представителя г. Нижнего Тагила.

Традиционно на ежегодную конференцию Уральского церковно-исторического общества собираются историки, краеведы, родоведы, чтобы поделиться друг с другом результатами своих исследований, работы в архивах страны. Так и в этом году прозвучали 28 докладов исследователей из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Кургана, Троицка, Кирова, Каменск-Уральского, Артемовского, Верхней Салды, Ревды, Режа и Нижнего Тагила. Тематика их самая разнообразная: судьбы пострадавших за веру Христову священнослужителей, история храмов, церковных общин, предметов церковной истории. Особое место среди них занимают доклады о священнических родословиях.

В этом году тагильчанка Ольга Ивановна Гомонюк сделала доклад о своем отце — краеведе Иване Трофимовиче Коверде, коллекция церковных предметов которого стала частью экспозиции музея Скорбященского женского монастыря.

VII церковно-историческая конференция «Православие на Урале: связь времен». 10 февраля 2018 г. Ольга Ивановна Гомонюк

Тагильский краевед Иван Трофимович Коверда:

история создания церковной коллекции

Мой отец Иван Трофимович Коверда родился в 1939 г. в г. Нижнем Тагиле в семье репрессированных украинских крестьян. Местом его рождения является поселок Вторая площадка, находящийся в 5 километрах от центра города, где в бараках жили спецпереселенцы, строители промышленного гиганта – металлургического завода. Вплоть до 1947 г. Вторая площадка была окружена забором с колючей проволокой и наблюдательными вышками. Сюда в 1931 г. с Украины из Диканьки, воспетой Н. В. Гоголем, прибыла семья Коверды в количестве 7 человек: четверо взрослых и трое детей. К 1934 г. в семье осталось только трое: умерли дедушка Авксентий Семенович и бабушка Евдокия Ивановна и двое детей 1922 и 1925 гг. рождения. Родители краеведа И. Т. Коверды Трофим Авксентьевич и Ульяна Феофановна были православными христианами. В доме в Егоршино, где они жили уже в относительно благополучные, но антирелигиозные советские времена, иконостас был в каждой комнате. В 1940-е гг. мать Ивана Трофимовича делала для продажи цветы из тряпочек и воска для украшения икон на Пасху, и они пользовались спросом у поселенцев Тагиллага. Эти цветы также богато украшали домашние иконостасы. Отец Ивана Трофимовича пел в церковном хоре и специально для этого ездил из Егоршино, где храм был закрыт, в г. Алапаевск.

Пережить все свалившиеся несчастья и трудности и находить силы для жизни помогали, по словам Ульяны Феофановны, только молитва и вера в помощь Божию. Об отношении родителей И. Т. Коверды к вере говорит тот факт, что несколько экземпляров Библии и иконы, имеющие силу спасать душу от разрушения в страшной действительности, они привезли с собой с Украины. А ведь сейчас известно, какими были условия транспортировки и жизни репрессированных. Еще до рождения Ивана Трофимовича, в 1934 г., произошла удивительная по тем временам история, когда в барак, где жили спецпереселенцы, пришли сотрудники НКВД и потребовали, чтобы все, кто там проживал, сдали предметы культа. Ульяна Феофановна вышла вперед и сказала: «Ничего вы не получите, уходите!» Пришедшие, постояв на пороге, развернулись и ушли.

Первым предметом, который положил начало церковной коллекции, можно считать семейную Библию Ивана Трофимовича в самодельном переплете, которая принадлежала его матери Ульяне Феофановне. В ужасных условиях жизни на Урале Священное Писание, привезенное с Украины, было ее спасением. Мать Ивана Трофимовича сохраняла свою настольную книгу как могла и трогательно обернула переплет тканью от своей старой юбки. Так как многие страницы Священной Книги пострадали от времени, в семье трепетно их подклеили и обновили текст.

Убежденность родителей в том, что свою мировоззренческую позицию необходимо отстаивать, повлияли на характер всех сыновей (у Ивана Трофимовича были еще двое старших братьев). Они не только получили хорошее образование, но в зрелом возрасте играли серьезную роль в общественной жизни городов, в которые переехали. Почетный гражданин г. Артемовского Павел Трофимович Коверда (1928–2000) работал в системе Егоршинского шахтоуправления. Он так же, как и Иван Трофимович, краевед, является членом Союза журналистов. Сергей Трофимович (1935 г.р.) художник и журналист, преподаватель рисования, участник и организатор культурных мероприятий г. Ейска. Глубина веры братьев в Бога отразилась в отношении к предметам культа не как к любопытным или модным, а как к живым и требующим бережного сохранения.

Иван Трофимович Коверда (слева) с матерью Ульяной Феофановной, братьями Павлом и Сергеем. Начало 1950-х гг.

О тяжести жизни репрессированных в Тагиллаге много написано. В коллекцию И. Т. Коверды попала книга «По поводу церковных нестроений». Она была издана в 1927 г. в Харбине. Кто был владельцем этой книги, не известно, но этот человек был узником Тагиллага. Он привез ее из Китая, о чем свидетельствует штамп «Русская библиотека П.Д. …анова. Харбин. Китай».

Дети, жившие в бараках на Второй площадке, переживали горе наравне со взрослыми. Среди жителей поселка были крестьяне, рабочие, интеллигенты; встречались представители разных национальностей: немцы, чуваши, украинцы. Но при этом жизнь, перемешав людей разных культур, национальностей и традиций, дала возможность ребятам общаться с замечательными людьми. Одним из них был Никифор Прокопьевич Гузик – точный механик, часовщик, фотограф. Он дал первые уроки фотографии для поселковых ребят. Его учениками были оба старших брата Ивана Трофимовича: Павел и Сергей. Через общение с этим человеком началось увлечение Ивана Трофимовича фотографией, которое продолжалось всю жизнь.

Еще один предмет из коллекции И. Т. Коверды – это «Месяцеслов», изданный в 1893 г. в Киеве, который принадлежал Н. П. Гузику. Никифор Прокопьевич, как и родители Ивана Трофимовича, тоже был репрессирован и выслан с Украины. «Месяцеслов» служил ему и настольной книгой, и дневником. Некоторые страницы книги исписаны его аккуратным мелким почерком. Ее Иван Трофимович получил от друга детства Валентина – внука Никифора Прокопьевича. В коллекции также есть фотография, на которой Никифор Прокопьевич изображен вместе с внуком Валей. Автором фотографии был старший брат Ивана Трофимовича Павел.

Никифор Прокофьевич Гузик с внуком Валентином. Конец 1940-х гг.

Еще в пятилетнем возрасте Иван помогал ему делать фотографии, а когда тот поступил учиться в Горный институт, старый фотоаппарат «Смена» достался Ивану, и в старших классах школы он уже делал снимки сам. После 10 класса он мечтал стать кинооператором и фотокорреспондентом, но из-за плохого зрения его смогли принять только в педагогический институт. В 1962 г. он закончил физико-математический факультет, но занятия фотографией не бросал. С многочисленными друзьями, молодыми выпускниками худграфа и истфака, Иван Трофимович совершал походы по Уралу, во время которых в заброшенных деревенских домах находил оставленные прежними хозяевами кресты, старые книги или журналы, фрагменты медных старообрядческих складней и застежки старинных книг. Потом они составили часть его церковной коллекции.

Иван Трофимович недолго преподавал физику в педагогическом институте. В 1964–1965 гг. он работал в школе № 3 учителем физики и помогал Юрию Ивановичу Стычинскому оформлять музей Космонавтики. В 1966–1968 гг. Иван Трофимович преподавал физику в педагогическом училище. В 1968 г. он перевелся на должность инженера-исследователя в Центральную лабораторию Нижнетагильского металлургического комбината. Там в его распоряжении была оборудованная фотолаборатория.

В г. Нижнем Тагиле имя И. Т. Коверды стало наиболее известным с середины 1970-х годов: в местной печати стали появляться его краеведческие публикации, он непременный участник всех городских фотоконкурсов и как фотограф, и как член жюри.

Иван Трофимович Коверда. 9 мая 2004 г.

Где бы он ни был, на работе или во время отдыха, с ним всегда был кофр с фотоаппаратами и объективами для разных видов съемки. Этим объясняется огромное количество репортажных фото с самыми разными событиями, начиная от сплава с друзьями по Чусовой до митингов 1990-х или восстановления храма во имя блгв. вел. кн. Александра Невского на Гальянке. И. Т. Коверду можно считать фотолетописцем возрождения церковной жизни в г. Нижнем Тагиле, так как этот храм была первым, который стали восстанавливать верующие в 1988 г., после празднования 1000-летия Крещения Руси (см.: https://vsenovostint.ru/2015/11/17/narodnyiy-hram/).

Впоследствии он принимал участие в реставрации фотопластин конца XIX – начала XX вв., хранящихся в Нижнетагильском краеведческом музее. Многие из них связаны с церковной историей. Кроме того, многие годы он собирал и восстанавливал старые фотографии, относящиеся не только к истории города; любое лицо, смотрящее с фотокарточки, имело для него ценность. Однажды во время дождя он выловил из лужи выброшенный кем-то старый альбом, а потом кропотливо восстанавливал испорченные изображения.

Иван Трофимович работал в музеях и архивах, встречался с тагильчанами, которые предоставляли ему фотографии из своих личных коллекций. К сожалению, осталось неизвестным, от кого к Ивану Трофимовичу попала фотография семьи протоиерея Всеволода Черепанова с изображением его старшего сына – семинариста Леонида (будущего епископа Льва Нижнетагильского), сделанная в г. Перми в 1907 г. Также в его коллекции имеется подлинник фотографии с изображением игумении Колчеданского Покровского монастыря Мегетии (Мироновой) и регента Агнии Николаевны Аксеновой. Достоверно известно, что фотография хранилась у родственников регента обители, живших в г. Нижнем Тагиле.

И. Т. Коверду всегда интересовали лица людей, их переживания и чувства в зависимости от времени и происходящих событий. Итогом этой кропотливой работы стала фотовыставка «И целый век в одном мгновении. Тагильчане ХХ века (первая половина)», прошедшая в Музее изобразительных искусств в 2002 г. и ставшая большим культурным событием в жизни города. За нее он был награжден премией Губернатора Свердловской области. Американскую премию Дэфни Хейер ему вручили за разработку и осуществление проекта «Взгляд через океан». Первую премию «Духовное сокровище», учрежденную местной газетой «Всем!», И. Т. Коверда отдал на лечение больного ребенка.

До последнего дня своей жизни он занимался историей фотографии в Нижнем Тагиле, и последней его работой была серия очерков под общим названием «История фотографии в фотографии истории», подготовленная к изданию отдельной книгой совместно с поэтом В. А. Овсепьяном. Негласным редактором этой книги стала супруга И. Т. Коверды Людмила Николаевна. Она помогала ему выбирать из архива фотографии, иногда записывала тексты. В настоящее время Людмила Николаевна занимается сохранением коллекции супруга.

История развития фотографии в г. Нижнем Тагиле, тагильские фотографы – эта одна из любимых для Ивана Трофимовича тем исследования. Самым любимым его фотографом была Анна Андреевна Шестакова (см.: http://historyntagil.ru/people/6_29.htm). Иван Трофимович очень много работал, чтобы разыскать сделанные ею фотографии, а также работы ее мужа Евгения Андреевича Шестакова, мастерская которого располагалась по ул. Шамина (ныне ул. Карла Маркса). Один из предметов коллекции – портрет известного предпринимателя и члена Нижнетагильского общества взаимного кредита Льва Герасимовича Бородина († 16.08.1932) с супругой Агриппиной Семеновной († 9.03.1970). Фотография попала к Ивану Трофимовичу от потомков Бородиных. Также они передали краеведу принадлежавшие Агриппине Семеновне два Канонника 18…[нрзб] г., один из которых был издан в Московской Старообрядческой Книгопечатне, а также две ее рукописные тетради с молитвенными текстами. Сегодня каждый такой источник, написанный каллиграфическим почерком и с буквицами, является ценностью любой коллекции.

Лев Герасимович и Агриппина Семеновна Бородины. 1903 г. Фото Е. Шестакова

Другой любовью Ивана Трофимовича были книги, отношение к которым шло от ценившей чтение матери Ульяны Феофановны. На Второй площадке была библиотека с энциклопедиями, научно-популярной и художественной литературой. Когда в конце 1950-х годов библиотеку расформировали, а книги просто выбросили, Иван Трофимович заботливо собрал их и принес домой. На многих изданиях стоял штамп НКВД «Проверено». Так он стал собирать свою библиотеку.

Иван Трофимович постоянно занимался самообразованием, интересовался историей и литературой. Его отношение к книге было как к сокровищу. Для него важна книга как носитель, книга как объект, книга как свидетель, и сохранения требует любое печатное слово. Если книга была старой и имела затрепанный вид, то он ее восстанавливал. Иван Трофимович умел профессионально переплетать и ретушировать. В итоге его домашнюю библиотеку заполнили редкие и даже музейные издания. Попадали к нему они разными путями: что-то удавалось найти в заброшенных домах, некоторые книги в молодости в 1960-е годы Иван Трофимович покупал. В период хрущевской оттепели издавалась литература, которая в наше время считается раритетной. В числе предметов его коллекции подшивки «Русского паломника» за 1905 и 1906 гг.; Краткое обозрение Богослужебных книг Православной Церкви, сделанное в 1864 г.; Церковно-певческий сборник, изданный Синодальной типографией в 1901 г. и принадлежавший священнику Гавриилу Попову; Обиход нотного пения, изданный Синодальной типографией в 1892 г. с надписью на авантитуле «Висимо-Уткинская церковь. 5 ноября 1896 г.».

Еще в коллекции И. Т. Коверды имеются Выпись из метрической книги о родившихся за 1897 г., выданная священно-церковнослужителями Введенского собора Богословского завода Верхотурского уезда Екатеринбургской епархии, сделанная в 1917 г.; Раскладочная ведомость по содержанию Екатеринбургского духовного училища в 1916 г.; Раскладочные ведомости на общеепархиальные нужды в 1916 и 1917 гг.; Символ веры, изданный в 1887 г., и др. церковные документы.

Собирание коллекции не было для Ивана Трофимовича чем-то мертвым. Он с удовольствием организовывал экскурсии для учеников, друзей, знакомых в мастерские тагильских художников и скульпторов, на промплощадки и по историческим местам г. Нижнего Тагила.

10 декабря 2011 г. Ивана Трофимовича Коверды не стало. 2 февраля 2017 г. состоялась передача части его коллекции, состоящей из 58 предметов, музею церковной истории в Скорбященском женском монастыре (см.: //ntobitel.cerkov.ru/2017/02/09/muzej-cerkovnoj-istorii-v-nizhnem-tagile-uzhe-sushhestvuet/). Среди них книги, фотографии, иконы, литье, документы, относящиеся к концу XIX – началу XX вв. Они требуют системного изучения.

О. Гомонюк

Со сборником материалов конференции можно познакомиться в библиотеке Скорбященского женского монастыря.

(433)

Объявление

Комментарии (2)

  1. Здравствуйте!
    На фотографии, представленной вами, я увидел своих родственников.
    Лев Герасимович и Агриппина Семеновна Бородины — мои родные бабушка и дедушка.
    Меня зовут Бородин Андрей Петрович. Мой отец Бородин Петр Львович 14.02.1917 г.р., младший сын в своей семье. У него были братья: Дмитрий, Андрей и сестры: Екатерина и Зоя.

    • Удивительные Божьи чудеса происходили и продолжают происходить. Вот, например, в музее появились новые экспонаты, связанные с церковной историей, и даже удалось собрать некоторые сведения о Льве Герасимовиче Бородине в Нижнетагильском архиве, но их явно недостаточно. Думаешь: «Как же дальше вести исследование истории этих предметов?», и вдруг совершенно неожиданно в монастырь обращается внук Льва Герасимовича и Агриппины Семеновны Бородиных — Андрей Петрович. Но у Бога ничего неожиданного не бывает. Господь всегда дает ответы на наши вопросы. Задавайте их! Ответ рано или поздно придет.

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели