Екатеринбургская и Ирбитская епархия: от «телеграфной» до «кровавой»

Размещено Окт 26, 2017 в В библиотеке, Видео, Включить в слайдер, Исторические публикации, Мир и монастырь, Публикации и видео | Комментарии (0)

22 октября в библиотеке Скорбященского женского монастыря состоялось открытие духовно-просветительского краеведческого проекта «Вглядываясь в историю». (+Видео)

Рождественские чтения 2017 г. были посвящены осмыслению истории нашей страны за последние 100 лет. Новый духовно-просветительский проект Скорбященского женского монастыря связан с событиями жизни Екатеринбургской и Ирбитской епархии непосредственно в 1917 г. и в начале ХХ в., о которой мы, к сожалению, знаем очень мало. Уроки церковной истории и опыт служения людей в Церкви для нас сегодня важны как никогда. Как создавать приходы и строить приходскую жизнь, как организовывать миссионерскую, просветительскую, благотворительную и др. деятельность во славу Бога и Церкви? Как избежать ошибок, которые привели к отчуждению людей от православной веры? Ответы на эти вопросы нам может дать церковное краеведение.

Задачей первой беседы «От «телеграфной» до «кровавой»: Екатеринбургская и Ирбитская епархия в 1917 г.», которую провела заведующая архивным отделом обители, автор двух книг об ее истории Вера Александровна Чемезова, был показ особенностей церковной жизни нашей епархии перед революционными событиями 1917 г. и в период между Февральской и Октябрьской революциями. В основе лекции — материалы в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях», «Известиях Екатеринбургской Церкви», «Известиях Екатеринбургской епархии», опубликованные в 1917 г. Это и официальная хроника событий, и полемические статьи. Пожалуй, как никогда, материалы церковного органа так эмоционально окрашены.

В состав Екатеринбургской и Ирбитской епархии в начале ХХ в. входили 5 уездов: Екатеринбургский, Верхотурский, Ирбитский, Камышловский и Шадринский. Общее количество православного и старооб­рядческого населения составляло чуть более 1,5 млн. человек. В 1917 г. в епархии было 504 прихода (465 православных и 39 единоверческих) и действовал 31 благочиннический округ (в том числе 3 единоверческие). Т. е. в среднем в каждом приходе было около 3 тысяч человек. Территория епархии настолько велика, что в некоторых местах на протяжении 32 лет ее существования владыка никогда не был. В Екатеринбургской епархии имелось пять духовных учебных заведений, 14 монастырей (3 мужских и 11 женских) и две женские общины. Количество насельников обителей составляло 455 человек монашествующих и 2709 человек послушников. В епархии имелось 16 структурных подразделений: братство праведного Симеона Верхотурского, миссионерский совет, училищный совет и др.

Несмотря на разумную организацию деятельности епархии, еще в конце 1916 г. ее руководство поняло, что недостаточно слать циркуляры в приходы, нужно живое общение со священством и народом. «События несутся ураганом», и родители спрашивают: как воспитывать детей, священники забочены: как строить отношения с паствой. Есть у народа Божия растерянность перед надвигающейся катастрофой – и она углубится в 1917 г. Несмотря на трудные времени, епархия развивалась: обсуждались проблемы псаломщической школы, церковно-певческого общества, законоучительского кружка, сестричеств и др. церковных организаций, проводилась реформа благочиний.

Архипастырь Серафим (Голубятников) с тревогой говорил духовенству быть ближе к пастве и вразумлял народ потерпеть трудности. В проповедях владыка повторял: «Война – бедствие, ниспосланное за грехи, верное средство избавиться от которого – покаяние и исправление своей жизни». В иных местах он горячо громил нежелание расстаться со скверной привычкой пьянства, в др. – заводских районах – призывал народ к честному, добросовестному труду, имеющему громадное значение для победы над внешним врагом — немцем. И постоянно говорил о делах милосердия: помощи беженцам и их детям, солдатам в окопах, увечным воинам и семьям погибших воинов. Действительно, Церковь, как и во все времена, была с самыми страдающими и несчастными людьми.

Во время беседы Вера Александровна рассказала не только о том, как много делалось в Екатеринбургской епархии для попечения нуждающихся, но и о том, как развивались события с момента провозглашения новой власти — Временного правительства. Владыка Серафим (Голубятников), которой осудил слухи (так он думал!) об отречении царя от престола и предложил не признавать никакого другого правительства, станет первой жертвой революционного времени. В течение полугода наша епархия никем не управлялась. Как существовала она без владыки? — особая тема для разговора. 16 мая 1917 г. открылся епархиальный съезд с повесткой: выбор епископа, реорганизация епархиального управления: консистории и благочиннических округов, реорганизация «Екатеринбургских епархиальных ведомостей», духовных учебных заведений, организация прихода, братского суда, преподавание Закона Божия в школе. Первый вопрос: выборы епископа — это проверка на прочность и священства, и мирян перед новыми историческими вызовами.

Имеют ли право священники совмещать пастырское служение с политической деятельностью? Должны ли представители духовенства входить в органы местного самоуправления? Способна ли была пастырская визитация по домам верующих предотвратить революционные беспорядки? Какова мера ответственности священства в совершающихся событиях? Что реально могли  сделать люди Церкви для спасения страны? — эти и др. вопросы разбирались во время лекции. Поэтому рекомендуем посмотреть видеозапись беседы. Ее содержание очень актуально сегодня.

Следующие беседы из цикла «Вглядываясь в историю» по теме

«ПРИХОДСКАЯ ЖИЗНЬ ХРАМОВ НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО ЗАВОДА

В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА»

состоятся 19 ноября и 17 декабря в 17.00 в монастырской библиотеке

(111)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели