Продолжается реставрация Вознесенского храма Скорбященского женского монастыря. В преддверии праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня публикуем исторический материал, рассказывающий о том, как храм обретал и терял свои кресты. (+Видео)

Как известно, Вознесенский храм Скорбященского женского монастыря был заложен в 1905 году епископом Владимиром (Соколовским-Автономовым), который на 40-й день после Пасхи Господней официально объявил сестрам и прихожанам о преобразовании женской общины в общежительный монастырь. Строительство второго храма новой обители длилось 8 лет.

6 августа 1913 года, в праздник Преображения Господня, на Вознесенский храм были подняты 8 святых крестов, изготовленных в пермской мастерской Харитонова. Сохранилась историческая фотография, свидетельствующая об этом событии. После Божественной литургии архиерейским чином состоялся крестный ход, был совершен чин водосвятия, после чего новые кресты окроплены святой водой.

Перед поднятием крестов священник Выйско-Никольского собора и законоучитель Павло-Анатолиевской женской гимназии Александр Хохлов, участвовавший в торжестве, произнес возвышенную проповедь о роли креста в жизни человека. В ней были такие слова: «Да возрадуется сердце всякого доброго христианина при виде того, как будут вознесены сии священные знамения веры нашей христианской на главы этого нового жилища Божия и будут сиять с высоты поднебесной, как свечки Божии, вожженные добрыми труженицами обители сей во славу Божию, за здравие и благоденствие тех, кто помогал им в трудах и заботах по постройке храма Божия!» [1]

Потом батюшка обратился к строителям со словами признательности и поддержки: «Сугубо же да возрадуются о торжестве сем именно сестры обители во главе со смиренной матушкой игуменией Марией и неутомимой руководительницей работ искусной зодчей пречестной матушкой Валентиной [2] … Радуйтесь!.. Бог видимо на наших глазах был с вами, и сила крестная, как первый оплот жизни монашеской, помогает вам победить все: и немощь женскую, и слабость сил, и скудость средств, и непогоду, и бури, и волны, которые иногда… хлещут и сюда из… моря житейского, … место сие есть воистину тот Божий уголок, тот улей, в котором насельницы его не вотще восприяли на себя подвиг ангельского жития и носят в себе печать Света Незримого, Незаходимого, Солнца правды – Христа, просвещающего всякого человека» [3]. После проповеди о. А. Хохлова кресты были подняты ввысь. Это было потрясающее зрелище. Участие в этом церковном событии принимали педагоги и учащиеся реального училища и женской гимназии.

Молебен в Фомино воскресение. 25 апреля (по старому стилю) 1910 г.

Тогда казалось, что кресты будут вечно возвышаться над Вознесенским храмом, и люди, совершающие поездки по Невьянскому тракту, будут издали замечать их и мысленно обращаться к Богу. К сожалению, все изменилось после Октября 1917 года.

Когда в конце 1922 года после закрытия концлагеря на территории обители в ее стенах разместился детский городок, сначала его руководители стали бороться против колокольного звона, будто бы мешающего детям учиться, а после окончательного разгона монахинь дошло дело и до крестов на Скорбященском и Вознесенском храмах.

Журналист газеты «Тагильский рабочий» Тамара Александровна Багаутдинова, в прошлом воспитанница детского дома № 1, в своей книге «С надеждой в будущее. О времени и о себе» рассказала о приезде в Нижний Тагил наркома просвещения А.В. Луначарского и посещении им детского городка. После его отъезда в Москву (а дело было в 1923 году) «Яшников [4] и руководимый им педагогический коллектив долго ломали голову над тем, как и чем порадовать родное правительство за приезд выдающегося советского деятеля. И додумались! Как бы за подписью ребят в Москву полетело послание: “В церкви снят большой крест, снимали два дня. Скоро в большой церкви мы откроем театр”» [5]. Кстати, размер главного креста храма был 4 аршина, т. е. 2,84 м.

Однако в телеграмме ничего не было сказано о трагедии, которая случилась во время этого безбожного действия, свидетелями которого стали несколько десятков жителей Малой Кушвы. О ней нам рассказал тагильчанин Михаил Борисович Книсс 1938 года рождения, который, в свою очередь, узнал эту историю от своих дедушки Грачева П.Н., бабушки Грачевой К.П. и матери Книсс В.П., являющихся свидетелями кощунства:

«Когда с Воскресенского храма Скорбященского женского монастыря четверо коммунистов свергали кресты, привязав к ним веревки, и сбрасывали их на землю, сбежались все малокушвинские прихожане – и взрослые, и дети. Все стояли и плакали, видя такое надругательство над их родным храмом.

Один из крестов безбожникам никак не удавалось сокрушить. Тогда самый ретивый из них залез на крышу храма и стал с остервенением, матюкаясь, раскачивать крест. В какой-то момент он потерял равновесие, сорвался с крыши и упал на землю, разбив себе голову. Кровь хлестала ручьем, но никто из верующих помогать ему не стал. Коммунисты на телеге отвезли его в больницу, где он и умер, как кощунник, от потери крови. Знаю, что среди тех, кто сокрушал кресты, были два брата Евдокимовы. Эти фамилии остались у меня в памяти…» [6].

Имена двух других человеческая память не сохранила… А обезглавленный храм, как побитый морем корабль без парусов, являл собой печальное зрелище много десятилетий.

Таким был Вознесенский храм в нач. 2000-х гг. Западная его часть разрушена в годы советской власти

С конца 1990-х годов в Скорбященском женском монастыре ведется реставрация Вознесенского собора. 28 мая 2002 года православные тагильчане стали свидетелями исторического события, подобного тому, какое свершилось на Преображение Господне в 1913 году. На этот день был назначен приуроченный к приезду в Нижний Тагил архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия (Мораря) подъем центрального, самого большого купола, увенчанного крестом. Технология подъема крестов за век изменилась. Если раньше работы проводились с помощью лебедок, и крест поднимался на уже ранее воздвигнутый купол, то в XXI веке крест монтировался в готовый купол на земле и с помощью многотонного подъемного крана поднимался и устанавливался на восстановленный строителями барабан. Перед началом подъемных работ владыка Викентий сказал: «Было время, когда грех, зло и беззаконие бушевали в нашей стране. Разрушались храмы, низвергались купола и кресты. Хвала Всевышнему, добро восторжествовало. И сегодня мы празднуем еще одну его победу над злом. Мы радуемся восстановлению храма, радуемся возрождению православной нравственности, возрождению России…» [7].

Владыка окропил купол святой водой, благословил рабочих, и в 11.45 заработал двигатель 100-тонного крана, предоставленного ОАО «НТМК», и начался его 25-минутный подъем. Купол медленно плыл в небо. Присутствующие на событии воспитанники детского дома кричали «Ура!» Радости верующих тагильчан не было предела. Матушка Кирилла (Суворова), сестры обители и некоторые прихожане особенно переживали, так как знали, с каким трудом готовился этот день: лихие люди украли предназначавшиеся для большого купола «золотые» листы с покрытием нитрида титана, и собирать деньги на новые пришлось с нуля.

Только через десять лет, 24 сентября 2012 года, после Божественной литургии, возглавляемой владыкой Нижнетагильским и Серовским Иннокентием (Яковлевым), состоялось освящение еще четырех крестов и куполов Вознесенского храма. Когда поднимали последний купол с крестом, в небе появилось изображение креста, которое все присутствующие тагильчане смогли увидеть и запечатлеть на фото. Теперь храм венчали уже 5 куполов: один большой и четыре малых, и он стал еще величественнее и красивее. Подъем куполов стал большим событием и для сестер, и для прихожан монастыря.

8 июля 2013 года, в день святых князя Петра и княгини Февронии Муромских, состоялось освящение еще двух малых куполов и крестов Вознесенского храма. 10 июля благодаря поддержке ОАО «Уралвагонзавод» они были подняты на западный притвор.

Последний крест Вознесенского храма появился в престольный праздник обители 6 ноября 2015 года. Под песнопение: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим» – все прихожане и гости монастыря приложились ко кресту, который через час был установлен над алтарной частью. Теперь, как и прежде, в начале ХХ века, храм венчали 8 золотых крестов. Когда-то единственная фотография запечатлела историческое для всего Нижнетагильского завода событие, теперь мы можем свидетельствовать об этом, включая видеокамеру. Однако, как и прежде, золотые кресты, летящие в небо, обращают наши мысли к Богу.

Примечания

[1] Екатеринбургские епархиальные ведомости.1913. № 35. Неофициальный отдел. С. 804–805.

[2] Игумения Мария (Крузе) – единственная настоятельница монастыря в дореволюционный период, монахиня Валентина (Деева) – казначея монастыря.

[3] Екатеринбургские епархиальные ведомости.1913. № 35. Неофициальный отдел. С. 805.

[4] Исидор Васильевич Яшников – первый директор детского городка на Малой Кушве.

[5] Багаутдинова Т.А. С надеждой в будущее. О времени и о себе. Нижний Тагил, 2017. С. 57.

[6] Книсс М.Б. Воспоминания // Архив Скорбященского женского монастыря.

[7] Панюхина Г. Купол храма, сделанный металлургами, освятил сам Владыка Викентий // Тагильский металлург. 2002. № 79–80 (891–892). 30 мая. С. 1.

Текст и видеоролик: В. Чемезова, зав. архивным отделом монастыря

(93)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели