В Нижнем Тагиле скоро появится новый храм в честь Новомучеников и Исповедников Российских. В преддверии второго молебна в здании будущего храма, на который приглашаем православных тагильчан 6 марта в 14.00, публикуем материал об истории этого места.
7 февраля 2016 года, в день, когда во всех храмах России возносились молитвы о пострадавших за Христа в годы гонений, в здании бывшего клуба кирпичного завода по улице Краснознаменной, 55 состоялся молебен. Сюда приехали матушка Мария с сестрами монастыря и неравнодушные тагильчане. Молебен возглавил иерей Алексий Исмагилов. Мы писали об этом важном для нашего города и всей Нижнетагильской епархии событии 8 февраля в публикации «Нас объединят новомученики» //ntobitel.cerkov.ru/2016/02/08/nas-obedinyat-novomucheniki/.
Под умилительное пение акафиста Новомученикам и Исповедникам, пострадавшим за Христа в годы гонений от безбожной власти, вместе молились несколько десятков человек. Святые страдальцы незримо присутствовали здесь.
По благословению епископа Нижнетагильского и Серовского Иннокентия скоро здесь появится храм, который будет освящен в честь Новомучеников и Исповедников Российских. Реконструировать здание клуба и создавать новую церковь предстоит Скорбященскому женскому монастырю и матушке Марии. И не случайно…
В нескольких десятках метров от этого места на Патраковой горе когда-то располагалась Пантелеймоновская часовня, место под которую было освящено 8 сентября 1910 года при участии прихожан Выйско-Никольского собора и Казанской единоверческой церкви. Согласно летописи Выйско-Никольского храма, усыпальницы господ Демидовых, Пантелеймоновская часовня была заложена через год 8 сентября 1911 года, а 28 июля 1912 года освящена.
Ежегодно 9 августа, в день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона, на Патракову гору, где находилось кладбище, совершался крестный ход, который объединял прихожан двух территориально близких храмов, православных и единоверцев. Здесь служилась панихида по усопшим. До этого места провожали рекрутов, следующих на сборный пункт в Верхотурье. Все изменилось после октябрьской революции. Наступило другое время…
В 1928 году состоялся последний крестный ход на Патракову гору к часовне от Выйско-Никольского собора. Местные власти разрешили провести его не 9 августа, как обычно, а 10-го[1]. 14 августа, в первый день Успенского поста, православные также прошли крестным ходом на Выйский пруд, что тоже было многолетней традицией. Оба молитвенных шествия действительно состоялись в последний раз. В начале 1929 года крестные ходы были повсеместно запрещены.
10 августа 1928 года отцы Сергий Увицкий, Всеволод Черепанов, Михаил Оранский и Валентин Паникаровский вместе со своей малочисленной паствой, в числе которой были игумения Мария (Крузе) и оставшиеся в городе сестры Скорбященского монастыря, совершили крестный ход, не предполагая, что очень скоро всему Выйско-Никольскому приходу предстоят испытания, а некоторым из них исповедание веры и мученическая кончина. В эти годы острее и глубже воспринимались Евангельские слова: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).
В ноябре – декабре «малое стадо» Выйско-Никольской церкви (в соответствии с советским законодательством 216 человек прошли регистрацию как члены староцерковнической общины, что уже было мужественным поступком веры) пережили массовую кампанию по закрытию храма, в которую по плану властей было включено все население Нижнего Тагила. Особенно активно привлекались к антицерковной пропаганде дети, в том числе и 8-летние, поставившие свои неумелые подписи за изъятие собора под школу. Молитвами верующих, по призыву священника Сергия усиливших духовный подвиг, приход держался еще целый год и школа в храме так и не появилась. Не было на то Божьей воли.
10 февраля 1930 года был арестован батюшка Сергий Увицкий. Его обвинили в антисоветской пропаганде. Во время следствия он находился в тагильском домзаке и уверенно защищал свою мировоззренческую позицию: «Я – убежденный православный христианин и священник, избравший таковую деятельность по внутреннему произволению»[2] – и отвергал все обвинения в контрреволюции. Отец Сергий, осужденный по печально знаменитой статье 58-10-11, сначала отбывал заключение в Вишерском лагере, а потом, как и многие тысячи, мученически погиб на Беломорканале 12 марта 1932 года. В 2006 году он был прославлен в лике святых. Сегодня мы молимся священномученику Сергию как покровителю тагильской земли.
Во время пребывания отца Сергия в лагере на Беломорканале уже находились в тагильском домзаке игумения Мария (Крузе) и 9 сестер Скорбященского женского монастыря: Дарья Волкова, Параскева Гагарина, Мария Декунова, Анна Евстюгина, Феодора Декунова, Ольга Кирюшина, Дарья Коровина, Пелагея Сандалова, Марфа Суворова. Все они были арестованы в ночь с 8 на 9 февраля 1932 года. Сестры проходили по массовому на Урале делу церковников «Историческая гниль», по которому пострадали 140 священнослужителей и монашествующих Верхотурского уезда. Матушка из тюрьмы так и не вышла – она умерла в заключении. В трехлетнюю ссылку в Казахстан отправились Мария Декунова и Параскева Гагарина, а в Сибирь – Марфа Суворова, и дальнейшая их судьба неизвестна. Остальные были освобождены из-под стражи кто через полтора, кто через 7 с половиной месяцев заключения.
Священник Всеволод Черепанов уже отбывал трехлетнюю ссылку с 1924 по 1927 годы за организацию епископского совета. Батюшка Михаил Оранский тоже привлекался к ответственности в 1927 году за распространение контрреволюционной листовки, в 1933 году он будет арестован за хранение «Протоколов сионских мудрецов», а в 1937 году по делу о создании контрреволюционной фашистской организации. По нему проходил также диакон Выйско-Никольского собора Валентин Паникаровский. Отец Михаил 13 октября 1937 года был приговорен к высшей мере наказания, но приговор не был приведен в исполнение, срок батюшка отбывал в Ахаунтехском лагере Сиблага, вторично приговорен к высшей мере наказания 25 декабря 1937 года и расстрелян 9 января 1938 года. Диакон Валентин был арестован 21 октября 1937 года и 13 ноября расстрелян.
Кирпичный поселок, где скоро появится новый храм в память Новомучеников и Исповедников Российских, – это поистине скорбное место. В 1928 году в Нижнем Тагиле был создан кирпичный завод, руководство которого стало требовать закрытия Казанской церкви под общежитие для рабочих, а часовни на Патраковой горе под заводской ларек. Господь не попустил осквернения храма Пречистой Девы, а вот ларек появился. По свидетельству старожилов, в начале Великой Отечественной войны вокруг часовни выросли бараки для немецких спецпоселенцев, а в самой Пантелеймоновской часовне находился карцер. Одна из тагильчанок вспоминала, как в детстве она плакала, когда видела людей за колючей проволокой, слышала грозные крики конвоиров и лай собак. Умерших в лагере спецпоселенцев хоронили здесь же на кладбище, которое начали разорять еще в 1928 году, о чем свидетельствуют архивные документы. Во время строительства кирпичного завода разрушили одну из оград кладбища, стали вести вырубку леса на его территории и разорять могилы[3]. После войны в часовне находилась закусочная, о чем вспоминали многие жители Кирпичного поселка, которые в начале 1950-х годов были детьми.
Но времена изменились. Если в конце 1920-х годов был очень популярен лозунг «Из церкви – школа, из часовни – клуб», то в наше время начался обратный процесс. Еще в 1990-е годы у директора кирпичного завода Бориса Павловича Караваева родилась мысль об открытии в здании клуба храма. Его идею благословил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, который приезжал сюда и молился об открытии церкви.
В 1990-е годы здание клуба кирпичного завода пытались захватить лихие люди. Будущему храму угрожала и другая опасность. В начале 2000-х годов в соседнем к нему помещении, где располагались кружки для детей Кирпичного поселка, ночью начался пожар. Он распространялся так стремительно и был такой силы, что огонь мог перекинуться на второе здание клуба. Прибывшие на происшествие пожарные расчеты ничего не могли сделать. В отчаянии Людмила Петровна Караваева позвонила матушке Кирилле (Суворовой) и попросила ее молитвенной помощи и совета: что делать? Матушка предложила, казалось бы, невозможное: «Возьми пасхальное яйцо, помолись «Христос воскресе!» и кидай его в огонь. И ничего не бойся». Когда слова матушки были исполнены, все присутствующие на пожаре в изумлении возблагодарили Бога, так как стена огня в одно мгновение обрушилась и пожарные смогли затушить здание. Во время этой борьбы с огненной стихией за клуб кирпичного завода Людмила Петровна подумала: «Здесь будет храм». Эта быстрая, как молния, мысль, конечно, забылась. И вспомнилась незадолго до первого молебна в бывшем клубе.
И хотя в те годы завод, несмотря на сложную экономическую ситуацию, мог своими силами начать и завершить эту реконструкцию клуба под храм, далее проекта дело не пошло. Стройка почему-то все время тормозилась. Думается, что происходило это не без Божьего попущения, поскольку строительство храма в честь Новомучеников и Исповедников Российских должно стать поистине народной тагильской стройкой. Нет ни одной семьи в России, которой бы не коснулись репрессии. Раскулаченные, сосланные, замученные в тюрьмах, лагерях, расстрелянные – нет им числа. Количество пострадавших знает только один милосердный Господь. В Соборе Новомучеников и Исповедников Российских XX века на 1 января 2011 года поименно канонизированы 1774 человека, среди них и святые Нижнетагильской и Серовской епархии: Петр и Алексий Верхнесалдинские, Петр и Вячеслав Невьянские, Иосиф Верхнетагильский, Аркадий Североуральский, Павел Мурзинский, Сергий Нижнетагильский, Иоанн Вишневский. Молитвы им будут возноситься в этом храме.
Так на наших глазах установилась связь прошлого и настоящего.
[1] НТГИА. Ф. 211. Оп. 1. Д. 155. Л. 56, 60.
[2] Жития святых Екатеринбургской епархии. Екатеринбург: Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008. С. 36.
[3] НТГИА. Ф. 211. Оп. 1. Д. 155. Л. 95.
В. Чемезова, зав. архивным отделом монастыря
(536)
В 1907-1909 годах во Входо-Иерусалимском соборе нашего города служил священномученик Василий Степанович Милицин (Милицын), память которого празднуется 08 июля (25 июня ст. ст.). Он родился в 1861 году. Окончив Камышловское уездное училище, в 1887 году был рукоположен в диакона и служил в храме в Воскресенской слободе Челябинского уезда Оренбургской губернии. 8 февраля 1894 года диакон Василий был переведен в Спасо-Преображенский собор в городе Шадринске. В 1897 году он был рукоположен во священника и служил в Преображенском храме в Верхне-Уфалейском заводе Екатеринбургской епархии, а затем в храме села Кунгурское. 9 августа 1907 года отец Василий был назначен во Входо-Иерусалимский храм Нижне-Тагильского завода Верхотурского уезда, а 7 октября 1909 года в Никольский храм села Верх-Ключевское Камышловского уезда. В 1915 году он служил в Спасо-Преображенской церкви села Алексеевское того же уезда. Был убит большевиками 25 июня 1918 года в городе Камышлове.
С нашей епархией связан и прмч. Ардалион Пономарев. Архимандрит Ардалион, в миру Александр Ипполитович Пономарев, родился 22 июля 1877 года в селе Романово Верхотурского уезда, в семье священника. С детства он отличался большими способностями к наукам и много читал, в течение своей жизни сумел изучить три языка: французский, греческий и латинский. В июне 1899 года он окончил курс Пермской духовной семинарии по первому разряду со званием студента семинарии. Во время обучения в семинарии Александр Ипполитович вступил в брак, жену его звали Надежда Леонидовна. В их дружной семье было четверо детей: Нина, Мария, Алексей и Григорий.
В сентябре 1899 года Александра рукоположили в сан священника, и указом Екатеринбургской Духовной Консистории он был определен к Николаевской церкви Быньговского завода Екатеринбургского уезда. Одновременно молодой священник стал законоучителем в земском начальном училище.
В Быньговском заводе отец Александр прослужил недолго, уже в 1900 году он был переведен в Сретенскую церковь Пышминского завода. Здесь он также преподавал Закон Божий: занимал должности законоучителя Министерского народного училища и Сарапульского земского училища, заведующего и законоучителя местной церковно-приходской школы. За ревностное служение отец Александр в 1903 году был награжден набедренником. Его способности к преподаванию были замечены священноначалием, и в 1905 году батюшку пригласили в Екатеринбург преподавать Закон Божий в Екатеринбургском духовном училище.
В Екатеринбурге произошла встреча семьи Пономаревых с известным всей России и всеми чтимым настоятелем Кронштадтского Андреевского собора отцом Иоанном Сергиевым. Эта памятное знакомство состоялось во время приезда Всероссийского пастыря на Урал в 1905 году. Отец Александр был одним из тех, кому посчастливилось принимать св. прав. Иоанна Кронштадтского у себя дома, который благословил всех членов семьи, и это благословение они помнили всю жизнь.
Революция застала отца Александра в Шадринске, но вскоре, в 1918 году, он переехал в Ревдинский завод. Здесь он стал настоятелем Михаило-Архангельской церкви. Этот переезд, возможно, сохранил батюшке жизнь: гражданская война в Шадринском районе сопровождалась особыми зверствами по отношению к священнослужителям. Убивали в первую очередь ревностных и хорошо образованных пастырей. Особенно много убитых оказалось в приходах, расположенных по линии Шадринск — Богданович.
В 1920 году отец Александр по распоряжению Епархиального управления был переведен в Екатеринбург и назначен настоятелем Александро-Невской церкви. В 1932 году отец Александр переехал с матушкой и младшим сыном Григорием в город Невьянск, где служил в Вознесенской кладбищенской церкви, единственной не закрытой властями. После смерти жены в 1933 году протоиерей Александр Пономарев принял монашеский постриг с именем Ардалион. Некоторое время после пострига отец Ардалион служил благочинным Невьянского церковного округа. Батюшка пользовался большим авторитетом среди священников и прихожан, священнослужители часто обращались к нему за советом, и он всегда помогал найти решение проблемы. Так, осенью 1934 года к отцу Ардалиону обратился за помощью иеромонах Верхотурского монастыря отец Иоиль (Вяткин). Он получил назначение служить в церкви села Сербишино Режевского сельсовета Нижне-Тагильского района, и ему нужен был псаломщик. Отец Ардалион посоветовал отцу Иоилю не искать псаломщика: при церкви жили монахини из закрытого Сербишинского женского монастыря, которые могли бы помогать в совершении богослужений. Когда отец Иоиль приехал в Сербишино, он обнаружил, что при церкви действительно нелегально существует женская обитель. Сербишинский монастырь закрывали два раза: в 1924 и 1927 году. Но сестры из села не уехали, купили два дома и продолжали жить монашеской общиной, сохраняя даже общую трапезу. Они во всем старались придерживаться монашеского устава: утром и вечером совершали молитвенное правило, посещали богослужения, соблюдали посты, не предпринимали ничего без благословения настоятельницы. Отец Ардалион, как благочинный, духовно окормлял и поддерживал сестер, по возможности помогал им. Его совет оказался полезным для отца Иоиля.
В 1934 году митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) наградил иеромонаха Ардалиона саном игумена — «за усердное служение Церкви Божией». Возведен в сан он был 19 декабря 1934 года в кафедральном соборе Свердловска архиепископом Макарием (Звездовым). В конце этого же года игумен Ардалион стал настоятелем Миасской Свято-Троицкой церкви Челябинской епархии, однако вскоре Свято-Троицкий храм закрыли. Отец Ардалион возвратился к сыну в Невьянск, но на покое ему долго пробыть не удалось. В конце февраля 1936 года он ездил в Москву к митрополиту Сергию. Игумена Ардалиона возвели в сан архимандрита. В феврале 1936 года по приглашению приходского совета Вознесенской церкви поселка Каслинский завод Челябинской области архимандрит Ардалион стал настоятелем этой церкви. 22 декабря 1936 года отец Ардалион уехал в Невьянск к сыну Григорию, который служил псаломщиком в невьянской церкви. За два месяца до этого Григорий женился на дочери протоиерея Сергия Увицкого — Нине, которая пела на клиросе в Вознесенской церкви. Две семьи, Пономаревы и Увицкие, дружившие много лет, породнились. 4 января 1937 года отца Ардадиона арестовали в Невьянске, а на следующий день доставили в Каслинский завод. 13 июня 1937 года архимандриту Ардалиону был объявлен приговор — пять лет ИТЛ. После этого он попал в пересыльный лагерь города Котласа Архангельской области. Из Котласа его отправили в Ухтинско-Печорский лагерь. Заключенные в этом лагере занимались разведкой и добычей нефти, газа, радия, угля и асфальтитов, лесозаготовками и другими тяжелыми работами. Летом 1937 года архимандрита Ардалиона перевели в Воркутинский исправительно-трудовой лагерь, куда он прибыл 27 августа. Проведя в невыносимых лагерных условиях одиннадцать месяцев, 29 июля 1938 года он скончался от истощения в стационаре лагерного пункта «Адак». Похоронен он был на гражданском кладбище «Адак» в отдельной могиле. К правой ноге ему привязали табличку с указанием фамилии, имени, отчества и даты смерти, на могиле поставили столбик с такой же надписью.
В октябре 2008 года архимандрит Ардалион прославлен как преподобномученик. Дни его памяти: 29 июля, 11 февраля в Соборе Екатеринбургских святых, 7 февраля (перех.) в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
———————————————————-
Источник: ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 39420, 43497.
ЦДООСО. Ф. 6. Оп. 1.Д. 1651, 1893а.
ГАЧО. Ф. р-467. Оп. 3. Д. 6729. Т. 1-2.
ГАШ. Ф. 599. Оп. 2. Д. 7. Л. 23-23 об.
УФСИН по Республике Коми. Личное дело № 100694. Л. 1-1 об.
Камзина А. Д. Православная миссия в борьбе со старообрядчеством в Оренбургской епархии в 1905-1917 годах. Режим доступа: http:// www. rusoi г. u/pri nt/04/21 /index, html.
Лавринов В., протоиер. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург: Изд. Урал. гос. ун-та, 2001.
Лобашев А. «Верою побеждали!..» Челябинск, 2007.
Пономарева О., Кибирева Е. «Во Имя Твое…». Курган, 2007.
Решения КПСС и советского государства о религии и Церкви. Режим доступа: http:// rushistory.stsland.ru/Documents/Document6_7.html.
Смолина А. Котлас. Очерки истории. 2001. Режим доступа: http://kotlas.newmail.ru/history/kotlsl- ag.htm.
Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1905. № 13.