В Нижнем Тагиле скоро появится новый храм в честь Новомучеников и Исповедников Российских. В преддверии второго молебна в здании будущего храма, на который приглашаем православных тагильчан 6 марта в 14.00, публикуем материал об истории этого места.

7 февраля 2016 года, в день, когда во всех храмах России возносились молитвы о пострадавших за Христа в годы гонений, в здании бывшего клуба кирпичного завода по улице Краснознаменной, 55 состоялся молебен. Сюда приехали матушка Мария с сестрами монастыря и неравнодушные тагильчане. Молебен возглавил иерей Алексий Исмагилов. Мы писали об этом важном для нашего города и всей Нижнетагильской епархии событии 8 февраля в публикации «Нас объединят новомученики» //ntobitel.cerkov.ru/2016/02/08/nas-obedinyat-novomucheniki/.

Под умилительное пение акафиста Новомученикам и Исповедникам, пострадавшим за Христа в годы гонений от безбожной власти, вместе молились несколько десятков человек. Святые страдальцы незримо присутствовали здесь.

По благословению епископа Нижнетагильского и Серовского Иннокентия скоро здесь появится храм, который будет освящен в честь Новомучеников и Исповедников Российских. Реконструировать здание клуба и создавать новую церковь предстоит Скорбященскому женскому монастырю и матушке Марии. И не случайно…

В нескольких десятках метров от этого места на Патраковой горе когда-то располагалась Пантелеймоновская часовня, место под которую было освящено 8 сентября 1910 года при участии прихожан Выйско-Никольского собора и Казанской единоверческой церкви. Согласно летописи Выйско-Никольского храма, усыпальницы господ Демидовых, Пантелеймоновская часовня была заложена через год 8 сентября 1911 года, а 28 июля 1912 года освящена.

Ежегодно 9 августа, в день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона, на Патракову гору, где находилось кладбище, совершался крестный ход, который объединял прихожан двух территориально близких храмов, православных и единоверцев. Здесь служилась панихида по усопшим. До этого места провожали рекрутов, следующих на сборный пункт в Верхотурье. Все изменилось после октябрьской революции. Наступило другое время…

В 1928 году состоялся последний крестный ход на Патракову гору к часовне от Выйско-Никольского собора. Местные власти разрешили провести его не 9 августа, как обычно, а 10-го[1]. 14 августа, в первый день Успенского поста, православные также прошли крестным ходом на Выйский пруд, что тоже было многолетней традицией. Оба молитвенных шествия действительно состоялись в последний раз. В начале 1929 года крестные ходы были повсеместно запрещены.

10 августа 1928 года отцы Сергий Увицкий, Всеволод Черепанов, Михаил Оранский и Валентин Паникаровский вместе со своей малочисленной паствой, в числе которой были игумения Мария (Крузе) и оставшиеся в городе сестры Скорбященского монастыря, совершили крестный ход, не предполагая, что очень скоро всему Выйско-Никольскому приходу предстоят испытания, а некоторым из них исповедание веры и мученическая кончина. В эти годы острее и глубже воспринимались Евангельские слова: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).

Священники Выйско-Никольского собора (слева направо) Михаил Оранский, Сергий Увицкий, Всеволод Черепанов

Священники Выйско-Никольского собора (слева направо) Михаил Оранский, Сергий Увицкий, Всеволод Черепанов

Антирелигиозные публикации в газете "Рабочий"

Антирелигиозные публикации в газете «Рабочий»

В ноябре – декабре «малое стадо» Выйско-Никольской церкви (в соответствии с советским законодательством 216 человек прошли регистрацию как члены староцерковнической общины, что уже было мужественным поступком веры) пережили массовую кампанию по закрытию храма, в которую по плану властей было включено все население Нижнего Тагила. Особенно активно привлекались к антицерковной пропаганде дети, в том числе и 8-летние, поставившие свои неумелые подписи за изъятие собора под школу. Молитвами верующих, по призыву священника Сергия усиливших духовный подвиг, приход держался еще целый год и школа в храме так и не появилась. Не было на то Божьей воли.

10 февраля 1930 года был арестован батюшка Сергий Увицкий. Его обвинили в антисоветской пропаганде. Во время следствия он находился в тагильском домзаке и уверенно защищал свою мировоззренческую позицию: «Я – убежденный православный христианин и священник, избравший таковую деятельность по внутреннему произволению»[2]  – и отвергал все обвинения в контрреволюции. Отец Сергий, осужденный по печально знаменитой статье 58-10-11, сначала отбывал заключение в Вишерском лагере, а потом, как и многие тысячи, мученически погиб на Беломорканале 12 марта 1932 года. В 2006 году он был прославлен в лике святых. Сегодня мы молимся священномученику Сергию как покровителю тагильской земли.

Священномученик Сергий Нижнетагильский

Священномученик Сергий Нижнетагильский

Во время пребывания отца Сергия в лагере на Беломорканале уже находились в тагильском домзаке игумения Мария (Крузе) и 9 сестер Скорбященского женского монастыря: Дарья Волкова, Параскева Гагарина, Мария Декунова, Анна Евстюгина, Феодора Декунова, Ольга Кирюшина, Дарья Коровина, Пелагея Сандалова, Марфа Суворова. Все они были арестованы в ночь с 8 на 9 февраля 1932 года. Сестры проходили по массовому на Урале делу церковников «Историческая гниль», по которому пострадали 140 священнослужителей и монашествующих Верхотурского уезда. Матушка из тюрьмы так и не вышла – она умерла в заключении. В трехлетнюю ссылку в Казахстан отправились Мария Декунова и Параскева Гагарина, а в Сибирь – Марфа Суворова, и дальнейшая их судьба неизвестна. Остальные были освобождены из-под стражи кто через полтора, кто через 7 с половиной месяцев заключения.

Священник Всеволод Черепанов уже отбывал трехлетнюю ссылку с 1924 по 1927 годы за организацию епископского совета. Батюшка Михаил Оранский тоже привлекался к ответственности в 1927 году за распространение контрреволюционной листовки, в 1933 году он будет арестован за хранение «Протоколов сионских мудрецов», а в 1937 году по делу о создании контрреволюционной фашистской организации. По нему проходил также диакон Выйско-Никольского собора Валентин Паникаровский. Отец Михаил 13 октября 1937 года был приговорен к высшей мере наказания, но приговор не был приведен в исполнение, срок батюшка отбывал в Ахаунтехском лагере Сиблага, вторично приговорен к высшей мере наказания 25 декабря 1937 года и расстрелян 9 января 1938 года. Диакон Валентин был арестован 21 октября 1937 года и 13 ноября расстрелян.

Кирпичный поселок, где скоро появится новый храм в память Новомучеников и Исповедников Российских, – это поистине скорбное место. В 1928 году в Нижнем Тагиле был создан кирпичный завод, руководство которого стало требовать закрытия Казанской церкви под общежитие для рабочих, а часовни на Патраковой горе под заводской ларек. Господь не попустил осквернения храма Пречистой Девы, а вот ларек появился. По свидетельству старожилов, в начале Великой Отечественной войны вокруг часовни выросли бараки для немецких спецпоселенцев, а в самой Пантелеймоновской часовне находился карцер. Одна из тагильчанок вспоминала, как в детстве она плакала, когда видела людей за колючей проволокой, слышала грозные крики конвоиров и лай собак. Умерших в лагере спецпоселенцев хоронили здесь же на кладбище, которое начали разорять еще в 1928 году, о чем свидетельствуют архивные документы. Во время строительства кирпичного завода разрушили одну из оград кладбища, стали вести вырубку леса на его территории и разорять могилы[3]. После войны в часовне находилась закусочная, о чем вспоминали многие жители Кирпичного поселка, которые в начале 1950-х годов были детьми.

Закрытие храмов и часовен

Но времена изменились. Если в конце 1920-х годов был очень популярен лозунг «Из церкви – школа, из часовни – клуб», то в наше время начался обратный процесс. Еще в 1990-е годы у директора кирпичного завода Бориса Павловича Караваева родилась мысль об открытии в здании клуба храма. Его идею благословил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, который приезжал сюда и молился об открытии церкви.

В 1990-е годы здание клуба кирпичного завода пытались захватить лихие люди. Будущему храму угрожала и другая опасность. В начале 2000-х годов в соседнем к нему помещении, где располагались кружки для детей Кирпичного поселка, ночью начался пожар. Он распространялся так стремительно и был такой силы, что огонь мог перекинуться на второе здание клуба. Прибывшие на происшествие пожарные расчеты ничего не могли сделать. В отчаянии Людмила Петровна Караваева позвонила матушке Кирилле (Суворовой) и попросила ее молитвенной помощи и совета: что делать? Матушка предложила, казалось бы, невозможное: «Возьми пасхальное яйцо, помолись «Христос воскресе!» и кидай его в огонь. И ничего не бойся». Когда слова матушки были исполнены, все присутствующие на пожаре в изумлении возблагодарили Бога, так как стена огня в одно мгновение обрушилась и пожарные смогли затушить здание. Во время этой борьбы с огненной стихией за клуб кирпичного завода Людмила Петровна подумала: «Здесь будет храм». Эта быстрая, как молния, мысль, конечно, забылась. И вспомнилась незадолго до первого молебна в бывшем клубе.

И хотя в те годы завод, несмотря на сложную экономическую ситуацию, мог своими силами начать и завершить эту реконструкцию клуба под храм, далее проекта дело не пошло. Стройка почему-то все время тормозилась. Думается, что происходило это не без Божьего попущения, поскольку строительство храма в честь Новомучеников и Исповедников Российских должно стать поистине народной тагильской стройкой. Нет ни одной семьи в России, которой бы не коснулись репрессии. Раскулаченные, сосланные, замученные в тюрьмах, лагерях, расстрелянные – нет им числа. Количество пострадавших знает только один милосердный Господь. В Соборе Новомучеников и Исповедников Российских XX века на 1 января 2011 года поименно канонизированы 1774 человека, среди них и святые Нижнетагильской и Серовской епархии: Петр и Алексий Верхнесалдинские, Петр и Вячеслав Невьянские, Иосиф Верхнетагильский, Аркадий Североуральский, Павел Мурзинский, Сергий Нижнетагильский, Иоанн Вишневский. Молитвы им будут возноситься в этом храме.

Священномученики Сергий Увицкий, Алексий Кузнецов, Петр Дьяконов, Вячеслав Луканин, Аркадий Гаряев, Павел Фокин, Петр Иевлев, Иоанн Вишневский, фото Иосифа Сикова не сохранилось

Священномученики Сергий Увицкий, Алексий Кузнецов, Петр Дьяконов, Вячеслав Луканин, Аркадий Гаряев, Павел Фокин, Петр Иевлев, Иоанн Вишневский, фото Иосифа Сикова не сохранилось

Так на наших глазах установилась связь прошлого и настоящего.

 

[1]  НТГИА. Ф. 211. Оп. 1. Д. 155. Л. 56, 60.

[2] Жития святых Екатеринбургской епархии. Екатеринбург: Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008. С. 36.

[3] НТГИА. Ф. 211. Оп. 1. Д. 155. Л. 95.

В. Чемезова, зав. архивным отделом монастыря

(536)

Объявление

Комментарии (1)

  1. В 1907-1909 годах во Входо-Иерусалимском соборе нашего города служил священномученик Василий Степанович Милицин (Милицын), память которого празднуется 08 июля (25 июня ст. ст.). Он родился в 1861 году. Окончив Камышловское уездное училище, в 1887 году был рукоположен в диакона и служил в храме в Воскресенской слободе Челябинского уезда Оренбургской губернии. 8 февраля 1894 года диакон Василий был переведен в Спасо-Преображенский собор в городе Шадринске. В 1897 году он был рукоположен во священника и служил в Преображенском храме в Верхне-Уфалейском заводе Екатеринбургской епархии, а затем в храме села Кунгурское. 9 августа 1907 года отец Василий был назначен во Входо-Иерусалимский храм Нижне-Тагильского завода Верхотурского уезда, а 7 октября 1909 года в Никольский храм села Верх-Ключевское Камышловского уезда. В 1915 году он служил в Спасо-Преображенской церкви села Алексеевское того же уезда. Был убит большевиками 25 июня 1918 года в городе Камышлове.

    С нашей епархией связан и прмч. Ардалион Пономарев. Архимандрит Ардалион, в миру Александр Ипполитович Пономарев, родился 22 июля 1877 года в селе Романово Верхотурского уезда, в семье священника. С детства он отличался большими способностями к наукам и много читал, в течение своей жизни сумел изучить три языка: французский, греческий и латинский. В июне 1899 года он окончил курс Пермской духовной семинарии по первому разряду со званием студента семинарии. Во время обучения в семинарии Александр Ипполитович вступил в брак, жену его звали Надежда Леонидовна. В их дружной семье было четверо детей: Нина, Мария, Алексей и Григорий.

    В сентябре 1899 года Александра рукоположили в сан священника, и указом Екатеринбургской Духовной Консистории он был определен к Николаевской церкви Быньговского завода Екатеринбургского уезда. Одновременно молодой священник стал законоучителем в земском начальном училище.

    В Быньговском заводе отец Александр прослужил недолго, уже в 1900 году он был переведен в Сретенскую церковь Пышминского завода. Здесь он также преподавал Закон Божий: занимал должности законоучителя Министерского народного училища и Сарапульского земского училища, заведующего и законоучителя местной церковно-приходской школы. За ревностное служение отец Александр в 1903 году был награжден набедренником. Его способности к преподаванию были замечены священноначалием, и в 1905 году батюшку пригласили в Екатеринбург преподавать Закон Божий в Екатеринбургском духовном училище.

    В Екатеринбурге произошла встреча семьи Пономаревых с известным всей России и всеми чтимым настоятелем Кронштадтского Андреевского собора отцом Иоанном Сергиевым. Эта памятное знакомство состоялось во время приезда Всероссийского пастыря на Урал в 1905 году. Отец Александр был одним из тех, кому посчастливилось принимать св. прав. Иоанна Кронштадтского у себя дома, который благословил всех членов семьи, и это благословение они помнили всю жизнь.

    Революция застала отца Александра в Шадринске, но вскоре, в 1918 году, он переехал в Ревдинский завод. Здесь он стал настоятелем Михаило-Архангельской церкви. Этот переезд, возможно, сохранил батюшке жизнь: гражданская война в Шадринском районе сопровождалась особыми зверствами по отношению к священнослужителям. Убивали в первую очередь ревностных и хорошо образованных пастырей. Особенно много убитых оказалось в приходах, расположенных по линии Шадринск — Богданович.

    В 1920 году отец Александр по распоряжению Епархиального управления был переведен в Екатеринбург и назначен настоятелем Александро-Невской церкви. В 1932 году отец Александр переехал с матушкой и младшим сыном Григорием в город Невьянск, где служил в Вознесенской кладбищенской церкви, единственной не закрытой властями. После смерти жены в 1933 году протоиерей Александр Пономарев принял монашеский постриг с именем Ардалион. Некоторое время после пострига отец Ардалион служил благочинным Невьянского церковного округа. Батюшка пользовался большим авторитетом среди священников и прихожан, священнослужители часто обращались к нему за советом, и он всегда помогал найти решение проблемы. Так, осенью 1934 года к отцу Ардалиону обратился за помощью иеромонах Верхотурского монастыря отец Иоиль (Вяткин). Он получил назначение служить в церкви села Сербишино Режевского сельсовета Нижне-Тагильского района, и ему нужен был псаломщик. Отец Ардалион посоветовал отцу Иоилю не искать псаломщика: при церкви жили монахини из закрытого Сербишинского женского монастыря, которые могли бы помогать в совершении богослужений. Когда отец Иоиль приехал в Сербишино, он обнаружил, что при церкви действительно нелегально существует женская обитель. Сербишинский монастырь закрывали два раза: в 1924 и 1927 году. Но сестры из села не уехали, купили два дома и продолжали жить монашеской общиной, сохраняя даже общую трапезу. Они во всем старались придерживаться монашеского устава: утром и вечером совершали молитвенное правило, посещали богослужения, соблюдали посты, не предпринимали ничего без благословения настоятельницы. Отец Ардалион, как благочинный, духовно окормлял и поддерживал сестер, по возможности помогал им. Его совет оказался полезным для отца Иоиля.

    В 1934 году митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) наградил иеромонаха Ардалиона саном игумена — «за усердное служение Церкви Божией». Возведен в сан он был 19 декабря 1934 года в кафедральном соборе Свердловска архиепископом Макарием (Звездовым). В конце этого же года игумен Ардалион стал настоятелем Миасской Свято-Троицкой церкви Челябинской епархии, однако вскоре Свято-Троицкий храм закрыли. Отец Ардалион возвратился к сыну в Невьянск, но на покое ему долго пробыть не удалось. В конце февраля 1936 года он ездил в Москву к митрополиту Сергию. Игумена Ардалиона возвели в сан архимандрита. В феврале 1936 года по приглашению приходского совета Вознесенской церкви поселка Каслинский завод Челябинской области архимандрит Ардалион стал настоятелем этой церкви. 22 декабря 1936 года отец Ардалион уехал в Невьянск к сыну Григорию, который служил псаломщиком в невьянской церкви. За два месяца до этого Григорий женился на дочери протоиерея Сергия Увицкого — Нине, которая пела на клиросе в Вознесенской церкви. Две семьи, Пономаревы и Увицкие, дружившие много лет, породнились. 4 января 1937 года отца Ардадиона арестовали в Невьянске, а на следующий день доставили в Каслинский завод. 13 июня 1937 года архимандриту Ардалиону был объявлен приговор — пять лет ИТЛ. После этого он попал в пересыльный лагерь города Котласа Архангельской области. Из Котласа его отправили в Ухтинско-Печорский лагерь. Заключенные в этом лагере занимались разведкой и добычей нефти, газа, радия, угля и асфальтитов, лесозаготовками и другими тяжелыми работами. Летом 1937 года архимандрита Ардалиона перевели в Воркутинский исправительно-трудовой лагерь, куда он прибыл 27 августа. Проведя в невыносимых лагерных условиях одиннадцать месяцев, 29 июля 1938 года он скончался от истощения в стационаре лагерного пункта «Адак». Похоронен он был на гражданском кладбище «Адак» в отдельной могиле. К правой ноге ему привязали табличку с указанием фамилии, имени, отчества и даты смерти, на могиле поставили столбик с такой же надписью.

    В октябре 2008 года архимандрит Ардалион прославлен как преподобномученик. Дни его памяти: 29 июля, 11 февраля в Соборе Екатеринбургских святых, 7 февраля (перех.) в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
    ———————————————————-
    Источник: ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 39420, 43497.
    ЦДООСО. Ф. 6. Оп. 1.Д. 1651, 1893а.
    ГАЧО. Ф. р-467. Оп. 3. Д. 6729. Т. 1-2.
    ГАШ. Ф. 599. Оп. 2. Д. 7. Л. 23-23 об.
    УФСИН по Республике Коми. Личное дело № 100694. Л. 1-1 об.
    Камзина А. Д. Православная миссия в борьбе со старообрядчеством в Оренбургской епархии в 1905-1917 годах. Режим доступа: http:// www. rusoi г. u/pri nt/04/21 /index, html.
    Лавринов В., протоиер. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург: Изд. Урал. гос. ун-та, 2001.
    Лобашев А. «Верою побеждали!..» Челябинск, 2007.
    Пономарева О., Кибирева Е. «Во Имя Твое…». Курган, 2007.
    Решения КПСС и советского государства о религии и Церкви. Режим доступа: http:// rushistory.stsland.ru/Documents/Document6_7.html.
    Смолина А. Котлас. Очерки истории. 2001. Режим доступа: http://kotlas.newmail.ru/history/kotlsl- ag.htm.
    Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1905. № 13.

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели