Вернемся на 100 лет назад…

Размещено Сен 23, 2014 в Исторические публикации, Новости | Комментарии (0)

С приходом советской власти в 1919 году в Нижний Тагил для церковной жизни в городе настали тяжелые времена, связанные с закрытием и разрушением многих городских храмов. Нами найдены исторические документы с приказом о закрытии Скорбященского монастыря. Осталось ли что-то, что может рассказать нам о прошлой жизни обители?.. 

Телеграмма Предсовтрударма с приказом о закрытии женского монастыря Нижнего Тагила была получена 10 ноября 1920 года, однако его храмы: Скорбященский и Вознесенский – получили статус приходских и были открыты для верующих до 1923 года, хотя и были огорожены сначала от концентрационного лагеря № 2, а потом детского дома колючей проволокой. Когда от этих лет нас отделяют многие десятилетия, возникает вопрос: сохранились ли какие-нибудь документы, предметы, имеющие отношение к богослужебной и хозяйственно-бытовой жизни монастыря? К сожалению, их очень мало.

Во-первых, в ризнице Скорбященской женской обители хранится священническое облачение, которое в 1990-е годы было передано из Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал», где оно находилось в течение всего советского периода. До революции 1917 года оно принадлежало монастырю. Это облачение для служения в праздники и дни памяти Креста Господня было создано трудами сестер.

Известно, что до революции 1917 года несколько десятков насельниц обители занимались различными видами вышивки, осваивали технику золотного орнаментального шитья. На бордовом бархате фелони и епитрахили гладью вышиты цветы, облачение украшено бисером и блестками. Его можно отнести к концу XIX – началу XX века. Возможно, в нем служил иерей Леонид Черепанов, который был духовником обители с мая 1904 года по февраль 1917 года. Впоследствии (в 1923 году) он стал епископом Львом Нижнетагильским.

Во-вторых, среди книг современной православной библиотеки была обнаружена книга «Страсти Христовы. БесҌды о страданiяхъ Господа нашего Иисуса Христа», принадлежащая дореволюционному Скорбященскому монастырю. Это издание Санкт-Петербургской типографии Е. Евдокимова 1902 года. На титульном листе печать СКОРБЯЩ. ЦЕРКВИ Н. Т. З. (Нижнетагильского завода), указан номер 62 в описи монастырской библиотеки. Книга была передана монастырю в период игуменства матушки Кириллы (Суворовой).

К сожалению, не сохранились письменные документы дореволюционного Скорбященского монастыря. Есть предположение, что архив обители был сожжен. Имеется лишь перепись насельниц монастыря, датированная 1913 годом (с ней можно познакомиться на нашем сайте), и еще один источник был передан в фонды Нижнетагильского музея-заповедника. Это типографский листок с громким названием «Удостоверение об исполнении долга исповеди и святого причастия в монастырской Скорбященской церкви Нижнетагильского завода» с указанием имени и фамилии священника. Документ датирован 1910-ми годами.

Мы можем определить время его появления более точно: священник Леонид (Черепанов) служил в монастыре до февраля 1917 года. Удивительный документ! О таких справках известно, что прибегали к ним невоцерковленные представители чиновничества, чтобы сохранить место службы. Государство тщательно следило за нравственным состоянием госслужащих и требовало хотя бы единожды в год, в Великий пост, исповедоваться и причащаться. Священник должен был поставить свою подпись в знак подтверждения факта совершения таинств и печать храма. Сколько таких справок было напечатано в местной типографии, знает один Господь…

Также в монастырском архиве находятся две фотографии формата кабинет-портрета (6,4 на 10,4 см), на которых представлены сестры обители. Одна из них была сделана в фотосалоне Е.А.Шестакова, известного тагильского фотографа. На нем изображена инокиня с книгой в руке, а на обороте надпись, сделанная ее: «Дарю на память глубокоуважаемой и дорогой Феодорушке отъ Поли Мих. 1906 г. Ноябр. 9 дня». По дате на обороте можно определить, что съемку вела супруга фотографа Анна Андреевна, так как к этому году Евгений Андреевич уже скончался и жена несколько лет использовала его факсимиле.

На второй фотографии, очевидно, из другого фотосалона – скорее всего, В. Вишнякова, – изображена юная послушница с четками в руках, а на ее обороте дарственная надпись: «Дарю на молитвенную память Крестинке отъ ея кресенки Антонины Булавиной 1908 (запись исправлена: сначала написана цифра 8, потом выведена 9) 1 июня въ Троицу». Фотография была оформлена как портрет под стеклом и с проволочной подставкой.

Об этой девице нам стало известно по делу № 173 о лишении гражданских прав (1930 года), хранящемся в Нижнетагильском городском историческом архиве. Родилась Тоня 27 февраля 1885 года в селе Покровском, работала на кирпичном монастырском заводе в районе Корабельного мыса, скорее всего, до закрытия обители в 1920 году приняла постриг (сам факт начала дела о лишении ее гражданских прав говорит об этом).

Позднее вернулась в родное село, работала сторожем и звонарем при Покровской церкви в течение 10 лет. Объясняя советским органам, что ее ошибочно лишили гражданских прав как «нетрудовой элемент» (в деле хранятся ее письма в Москву в Кремль, во ВЦИК СССР), она рассказывает: «Во время пожаров бью тревогу, во время посевной кампании звоню по 30 минут, созывая рабочих…».

Каждый такой предмет по-своему ценен. Он помогает нам вернуться в прошлое, лучше понять внутреннюю жизнь монастыря…

В.Чемезова, зав.архивным отделом монастыря

 

(299)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели